Это следует из доклада о денежно-кредитной политике, подготовленного Национальным банком РК, сообщает Caravan.kz.
По мнению экспертов Нацбанка, рост экономики в 2025 году составит 5-6 %, в 2026 году снизится до 4,9-5,9 %.
Основными драйверами роста станут нефтяной сектор и рост экспорта полезных ископаемых, а также внутренний спрос, подпитываемый фискальным стимулированием и потребительским кредитованием. А снижение темпов роста в 2026 году будет связано с планируемым сокращением бюджетного дефицита и стабилизацией роста добычи нефти. Обратной стороной этого будет рост госдолга Казахстана.
Снижение темпов роста начнется во второй половине 2026 года, поэтому показатели роста по двум годам различаются между собой несильно. Но с этого времени экономика должна начать расти так, как ей положено, а не за счет денег из бюджета. Таким образом, в течение прогнозного периода экономика будет расти в условиях расширения спроса, опережающего возможности предложения, что будет помогать росту инфляции.
Пока в первом полугодии 2024 года инфляция растет согласно прогнозам Национального Банка. В то же время давление внутри экономики усиливается за счет роста объёмов денег, поступающих из бюджета, продолжающегося роста тарифов в ЖКХ, устойчивого внутреннего спроса и повышенных инфляционных ожиданий. Реализация умеренно жесткой денежно кредитной политики будет способствовать тому, что базовая инфляция, при расчете которой не учитывается изменение цен на ЖКХ и ГСМ, замедлится до 5 % в 2026 году. Таким образом, инфляция в 2024 году составит 7,5-9,5 %, в 2025 году – 5,5-7,5 %, в 2026 году — 5-7 %.
Прогноз инфляции на 2025 год сохранен на уровне 5,5-7,5 % с учетом умеренно-жестких денежно-кредитных условий. Ажиотаж вокруг роста цен уляжется, постепенно сократится инфляция и в странах-партнерах Казахстана, и общее снижение цен на продукты питания в мире будет помогать сдерживать инфляцию и в Казахстане.
Прогноз на 2026 год скорректирован с расширением диапазона до 5-7 %: слишком все неясно из-за принятия нового Налогового кодекса.
Риски роста инфляции еще очень высоки. На нее давят недобор налогов и затраты на масштабные государственные программы. Все это может привести к новым тратам правительства из бюджета.
В дальнейшем, если бюджетная дисциплина останется прежней, сбор налогов не вырастет, а бюджеты Астаны и регионов продолжат жить каждый своей жизнью, есть вероятность стабильного превышения внутреннего спроса над предложением. А это значит рост импорта, что в свою очередь может подстегнуть падение курса тенге.
Снизились, но все равно остаются высокими, риски роста цен на ЖКХ. Анализ НБРК показывает, что этот сектор пока не показал полного роста тарифов. В ближайшие месяцы есть риск импорта высокой внешней инфляции, особенно из России. Еще большие риски несут логистические проблемы на фоне роста геополитической напряженности и снижения мирового урожая.
Остается высоким и риск оттока капитала с развивающихся рынков в пользу развитых. В случае сохранения или даже усиления устойчивого инфляционного давления в мире центральные банки развитых стран будут поддерживать жесткие денежно-кредитные условия более длительное время, что может негативно сказаться на валютах стран с развивающимся рынком. Кроме того, геополитическая нестабильность сохраняет повышенным санкционный риск в отношении страны-торгового партнера Казахстана. Что касается ВВП, то риски для его прогноза связаны с неопределённостью в отношении показателей добычи нефти и параметров будущей налогово-бюджетной политики.