Корреспондент Caravan.kz рассказывает, как чиновники от образования толкают казахстанцев на крайности.
Бесконечная проблема с вопросами
У меня самой был примечательный опыт на ЕНТ, когда в тесте попался вопрос о том, какого цвета волосы у Розы Рымбаевой, причем там были ответы с распространенными у большинства казахов оттенками «черный» и «коричневый», то есть без точного знания ответить невозможно. В школе нас, естественно, к такому не готовили, так что я до сих пор не знаю, каким был правильный ответ, и лишь иногда вспоминаю эту историю как анекдот. Если бы не увидела вопрос своими глазами, не поверила бы.
За 20 лет ситуация не улучшилась. Несмотря на постоянные проверки, жалобы на качество вопросного материала не стихают. Чиновники вычистили самые очевидно абсурдные вопросы вроде количества зубов у коня Абылай-хана и упомянутого выше, но идеала добиться не удается.
Например, в этом году родители павлодарских выпускников были возмущены вопросом про ЭКСПО, которое прошло в 2017-м в Астане.
«В одном из заданий нужно ответить, какое племя было изображено на выставке. Дети не спят ночами, готовятся, переживают, а такие вопросы вообще непонятно, для чего нужны. Но важно ещё и то, что ЕНТ платное – 5640 тенге с каждого школьника. Почему так? Учителя говорят: можете не сдавать. А как не сдавать? Разумеется, сдавать будем. Думаю, многие родители сейчас недовольны этим», – поделилась недовольством павлодарка.
С ней трудно не согласиться. Если сам факт проведения выставки еще можно рассматривать как повод для вопроса, то мелкие ее детали – нет.
И такие проблемы возникают каждый год, когда в тестах попадаются вопросы о фактах, совсем не важных для понимания предмета.
Погоня за показателями
Еще одна серьезная проблема – гонка школ. Есть даже учебные заведения, которые регулярно «выдавливают» школьников со слабыми результатами, чтобы те не портили красивую картину своими низкими баллами. Другие пытаются натаскать всех выпускников, заставляя их просиживать все уроки над пробными тестами.
Из-за этого последний год в школе нередко превращается из нормального обучения в тупую зубрежку ответов. То есть школьники не получают каких-то новых знаний или навыков, которые пригодятся в будущем, их головы просто шпигуют мертвыми фактами.
Масштаб проблемы таков, что о ней упомянул даже президент.
«Если мы посмотрим на международное исследование PISA, то наша страна не поднималась с 50-60 места среди 80 стран по качеству среднего образования за последние десять лет. Значит, мы в нехорошем положении. Одной из основных проблем является однобокая оценка образования детей. В нашей стране упор делается не на качество образования, а на высокие показатели. Между оценкой, полученной учащимися на ЕНТ, и оценкой в школе есть отличия», — сказал Касым-Жомарт Токаев в апреле прошлого года.
При этом в 2022 году министр Асхат Аймагамбетов заявил, что если претенденты на «Алтын белгі» будут сдавать ЕНТ слабо, руководство школ, где учились эти подростки, будет привлечено к ответственности.
«Прямая ответственность возложена на руководство школ. При необходимости примем меры вплоть до увольнения. Поэтому просим всех быть готовыми к этой мере», — сказал глава ведомства.
Мотивирует ли это директоров и завучей давать детям реальные навыки, а не поощрять бездумное заучивание? Вряд ли.
Зато советы психологов о том, как «пережить ЕНТ», плодятся с каждым годом. Правда, помогает не всем. Можно вспомнить самые громкие случаи, когда школьникам понадобилась медицинская помощь.
«Во время сдачи ЕНТ 5 июня в Кокшетау двое поступили в больницу: выпускник специализированной школы интернат №1 с предварительным диагнозом «частичный отек головного мозга», и вторая выпускница школы №2 с «диагнозом функциональное расстройство нервной системы, судорожный синдром», — рассказал сотрудник управления образования в 2016 году.
В 2020 году алматинскому выпускнику стало настолько плохо с животом, что пришлось привлечь врача скорой, который дежурил рядом с местом проведения теста.
И это только громкие случаи, а сколько тех, кто месяцами страдал от волнения, мучился головными болями или даже наносил вред себе?
Неудачные реформы
При этом министерство образования постоянно меняет программу и учебники, по которым занимаются казахстанские дети.
«В связи с принятием нового государственного стандарта обязательного образования с 2026 года планируется ввести обновленные образовательные программы. В целях повышения качества образования рассматривается возможность внедрения инновационных методов преподавания отдельных предметов в сельских опорных и малых коллективных школах», – заявил министр просвещения РК Гани Бейсембаев 15 августа текущего года.
Качество этих реформ, прямо скажем, вызывает сомнение, как у специалистов, так и у родителей школьников. Настолько, что зачастую школьные учителя прибегают к дополнительному материалу из проверенных временем старых учебников.
Год назад возмущение казахстанцев вызвала устаревшая информация в учебниках «Познание мира» для 4 класса, где было написано про 14 областей и столицу Нур-Султан. Несмотря на некорректные данные, учебники 2019 года выпуска попали к школьникам.
В учебнике для 6 класса была размещена ссылка на сайт с контентом для взрослых.
Отдельной критике подвергаются учебники казахского языка в целом.
При этом зачастую при смене программы из нее не только убирают что-то, но и что-то добавляют. То же происходит и с учебниками.
Как это влияет на ЕНТ? Напрямую, ведь выпускникам приходится переучиваться и зубрить дополнительные факты.
Чиновники не готовы к последствиям бэби-бума
Это заметно уже сейчас. В стране 3,5 миллиона школьников, число выпускников растет каждый год. Но министерство просвещения не готово к тому, как быстро растет число детей, за образование которых ведомство будет отвечать, хотя их можно предсказать в среднем за 7 лет – когда рождаются будущие первоклассники. Но у нас строят школы и печатают учебники без учета демографической статистики, то есть не готовятся заранее.
С дефицитом всего власти предпочитают разбираться по факту, когда дети уже учатся в три смены в разваливающихся корпусах или по полгода сидят без учебников.
В результате страдают и выпускники. Например, им банально не хватает центров тестирования. По данным управления образования ВКО, в 2024 году в регионе сдавали ЕНТ 3176 выпускников средних школ, то есть 83 % от общего количества. И все они вынуждены были писать тесты в одном центре тестирования в Усть-Каменогорске, потому что пункт в селе Улкен Нарын закрылся.
В итоге школьники из сел вынуждены в обязательном порядке ехать в областной центр, иногда издалека, что добавляет волнения и давления, а значит — потенциально портит результаты.
Кроме того, речь идет о том, что обучение в вузах становится менее доступным. Цены на высшее образование растут, а значит, гонка за грантами становится намного напряжённей. Многие семьи не могут позволить себе платить за учебу ребенка, особенно если добавляется проживание в другом городе, поэтому для многих абитуриентов грант становится единственным способом получить диплом.
Из-за этого регулярно разгораются скандалы. В этом году вопрос стоит еще острее, потому что 20 % грантов отдали выпускникам из пострадавших от паводка регионов. В результате за бортом остались выпускники, набравшие, например, 119 баллов. Уже подан первый судебный иск.
К чему это приводит
Огромное давление, которое оказывается на выпускников и их родителей, толкает людей на отчаянные поступки. Абитуриенты настолько боятся не сдать ЕНТ на нужный балл, что готовы буквально на все.
Многие, несмотря на огромный риск, пытаются списать или получить преимущество с помощью технических средств. Каждый год министерство просвещения сообщает, что были аннулированы сотни результатов. В январе текущего года нарушителей было 63, на июньском уже 396, в августе еще 77.
Схема с подставными лицами, когда вместо абитуриента сдавал другой человек, в последние два года перестала использоваться, хотя в 2011 было выявлено 18 таких фактов. Однако раньше к ней не стеснялись прибегать даже выпускники из обеспеченных семей, например, дочь известного комика Турсынбека Кабатова.
Для тех, у кого нет возможности поступить на платное, это, по сути, крест на будущем. Без «корочки» в Казахстане сложно найти хорошую работу.
Спрос порождает предложение – в результате на скамье подсудимых оказываются люди, которые воспользовались должностным положением или техническими уязвимостями системы, чтобы подделать чужие результаты.
В прошлом году фигурантами подобного дела стали 3 работника организации, ответственной за проведение Единого национального тестирования и Оценки знаний педагогов. Годом ранее за аналогичные преступления к уголовной ответственности были привлечены 6 человек.
За правильные ответы некоторые родители готовы платить немаленькие суммы, хотя бы потому, что высшее образование на платном отделении все равно обойдется дороже. Моему родственнику в свое время за «слив» даже предлагали квартиру (он отказался).
И это только вершина айсберга, вполне может оказаться, что многие случаи прошли мимо внимания ответственных лиц. То есть ЕНТ в немалой степени поощряет коррупцию и мошенничество, приучая молодежь к мысли, что по-другому в Казахстане не пробиться.
А еще есть выпускники, которых атмосфера, нагнетаемая вокруг ЕНТ, подкосила настолько, что они пошли на самый крайний шаг. И это, к сожалению, тоже последствия непродуманных и как попало проведенных образовательных реформ.