Почему казахстанцы боятся собственной армии - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+15 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему казахстанцы боятся собственной армии

Почему казахстанцы боятся собственной армии

Череда кошмарных случаев в казахстанской армии продолжается.

  • 22 Августа
  • 3874
Фото - Caravan.kz

Мой отец был кадровым офицером, регулярно ездил в командировки еще при Советском Союзе, ездил и потом, уже при независимом Казахстане. Иногда мне казалось, что в Отаре он проводил больше времени, чем дома. О дедовщине он нам не рассказывал, но мы все равно мельком слышали о всяком. Что я запомнила хорошо – как иногда родственники во время общих застолий просили отца устроить их сына в хорошую часть к адекватному командиру. Еще одно яркое воспоминание: студенческая подружка рассказывает, что ее парень прячется от армии, потому что очень боится вернуться инвалидом или умереть.

Кажется, сейчас ситуация стала только хуже.

Казахстан всколыхнула история рядового Ербаяна Мухтара. 22-летний парень ушел в армию и прослужил в Нацгвардии всего полгода, когда получил страшную травму головы. В декабре 2023 года родителям Ербаяна сообщили, что он упал и ударился головой о плитку.

В ролике, который рассказывает об этой истории, можно увидеть, каким был Ербаян и каким стал. Разница колоссальная. Травму головы видно сразу, без специальных приборов.

«Ербаян любил эту жизнь, он был футболистом, спортсменом, красивым и добрым парнем.
И вот что с ним сделали…»
— говорится в подписи к видео.

Родные парня не верят в историю с плиткой, но сейчас больше внимания уделяют попыткам спасти жизнь и здоровье Ербаяна.

«Через несколько месяцев службы Ербаяна госпитализировали в тяжёлом состоянии. И он впал в кому.

Что произошло точно, знают только те солдаты и офицеры, кто находился в туалете части. Нас уверяют, что это был несчастный случай.  С множественными ушибами и травмами.

И с такими чудовищными последствиями», — написали они.

Ситуация осложнилась еще и тем, что семья буквально не могла пробиться к нему.

«Мать солдата в коме Ербаяна Мухтара не впускают в больницу, не показывают сына, более того руководство больницы вызвало полицию. Мало того, что сына довели до комы, за что мучают мать, которая ищет справедливости? Главный вопрос: почему не показывают ей сына?» — рассказала 12 июня правозащитница Инга Иманбай, которая занимается делом Ербаяна.

После того инцидента юношу отправили домой.

«Он выписан не потому, что вышел из комы или ему стало лучше, врачи выписали его под предлогом того, что ему нужен только дальнейший уход, в лечении якобы уже не нуждается. Хотя с момента трагедии в армии прошел почти год, Ербаяну до сих пор не присвоен статус инвалида, то есть никаких компенсаций и льгот от государства его семья не получает. Сейчас мама пользуется услугами медсестры в частной больнице, стоимость которых составляет 18 000 тенге за смену днем ​​и 24 000 тенге ночью. В многодетной семье работает только отец, мать Ербаяна осталась без работы с тех пор, как ее сын впал в кому в армии», — сообщила Иманбай позже.

Сейчас парень не может даже самостоятельно дышать, но не сдается.

«Прогнозы неутешительные — так видят врачи.
Но я сейчас расскажу вам то, что видят родители…
Каждый день Ербаян старается зацепиться рукой за тренажёр для рук и очень старается удержаться. Он всегда просится в туалет, даёт понять, когда хочет.
Ербаян всегда идёт на диалог, слушает, что ему говорят и всегда в контакте, он реагирует.
Когда ты находишься рядом с Ербаяном, ты словно понимаешь, что он воин, он готов побороться за свою жизнь.
Позавчера его приподняли и постарались посадить так вот, знаете, полулёжа. Обычно, у человека, который полгода пролежал, сильно кружится голова и ему тяжело в первый раз принимать такое положение. Но Ербаян просидел так, он справился без осложнений.
Рядом с ним ты понимаешь, что он полон сил, но эти силы ворует время»,
— рассказывают близкие.

Но лечение, которое может помочь парню, стоит недешево – только на перевозку санитарной авиацией нужны миллионы тенге.

Армия, по словам родителей пострадавшего, не помогает.

«Родители Ербаяна просят не верить в эту ложь, потому что за полгода лечения Ербаяна военные привезли 100 банок жидкого питания, и это вся помощь.
Наоборот, военные просили не поднимать шумиху, обещая, что помогут всем чем надо, но никакой помощи они так и не оказали.
Лекарства, памперсы, оплата врачей на дому, в общем, все расходы по уходу за Ербаяном оплачивают родители из своих денег и из тех денег, что пожертвовал народ.
Никакой помощи ни от государства, ни от военных нет и не было.
Полгода прошло, до сих пор не дали инвалидность. Нет пособий по уходу.
У родителей Ербаяна квартира в ипотеке, работает только отец семейства водителем.
Они даже младшую дочь не отдают в садик, чтобы сэкономить.
Со слов отца, сейчас военные вышли на связь, обещают вызвать на дом массажиста. Также они обещают помочь с лечением Ербаяна в Германии, но оперировать будут студенты кафедры.
Родители Ербаяна отказались от их помощи»,
говорится в сообщении.

Казахстанцы откликнулись на призыв семьи о финансовой помощи и уже собрали более 20 млн тенге, чтобы помочь с лечением.

Случай с Ербаяном далеко не первый и, к сожалению, скорее всего, не последний. Солдаты в мирное время в Казахстане страдают и гибнут постоянно.

Вспомним часть случаев.

2023 год

  • Январь– срочник погиб во время прыжка с парашютом в Акмолинской области; гвардеец попытался застрелиться и ранил майора в Алматинской области.
  • Февраль – солдата избили до полусмерти в казарме в Актюбинской области.
  • Март – суд закрыл дело о превышении полномочий командиром взвода в отношении военнослужащих срочной службы. Все закончилось примирением сторон и увольнением командира из армии; курсант застрелился в Военном институте сухопутных войск.
  • Апрель – к 9 годам заключения приговорили военнослужащего, который насмерть забил 19-летнего солдата, пробывшего в части всего неделю.
  • Июнь – офицер-контрактник умер в больнице Шымкента после боевой тренировки.
  • Август – суд вынес приговор командиру 18-летнего Бекбола Мираша, который повесился в части на границе. Сообщалось, что во рту и на белье солдата были обнаружены следы спермы, которые, по заявлению адвоката, представлявшего семью погибшего, принадлежали трем другим военнослужащим. Командира оправдали по статье о доведении до самоубийства, но признали виновным в превышении должностных полномочий и вымогательстве и приговорили к 3,5 годам лишения свободы.
  • Сентябрь – срочник погиб после взрыва на полигоне в Мангистау.
  • Ноябрь – военнослужащего приговорили к 7 годам лишения свободы за доведение до самоубийства солдата-срочника; гвардеец погиб в Петропавловске; суд пересмотрел приговор командиру Бекбола Мираша и заменил наказание на 7 лет заключения.

2024 год

  • Январь – срочник погиб после трех месяцев службы в области Жетысу; в Отаре произошла массовая драка контрактников с гражданскими.
  • Февраль – кадет застрелился в военном колледже в Щучинске.
  • Май – срочник умер в госпитале в Алматы. Его мать сообщила, что сын за пару дней до смерти жаловался на сильные побои, в том числе многочисленные удары по почкам. Подозреваемый был арестован. Другой солдат сбежал из части в Атырау и угрожал боевым оружием гражданским лицам.
  • Июнь – 20-летний солдат погиб под Аягозом; другой срочник пережил клиническую смерть в Жамбылской области.
  • Июль – рядового артиллерии приговорили к ограничению свободы на 4 года за ограбление сослуживца, в ходе которого военнослужащий избил жертву и оформил на нее кредит в 750 тысяч тенге;  в Арыси двое гражданских и один военнослужащий погибли при очистке канализации.
  • Август – 36 солдат госпитализировали с кишечной инфекцией в Карагандинской области.

Всего за последние3 года в Казахстане скончались 270 военнослужащих, причем треть из них — 90 человек — совершили самоубийство. В основном это кадеты и солдаты-срочники.