Студия: Monumental Pictures и Ангел-Анима
Жанр: криминальная драма
Режиссер: Александр Атанесян («Сволочи»)
Генеральные продюсеры: Михаэль Шлихт, Пол Хэт
В ролях: Дмитрий Дюжев, Евгения Трофимова, Сергей Греков, Андрей Панин, Нелли Уварова, Рамиль Сабитов, Егор Позенко, Роман Костомаров, Александр Головин
Официальный сайт фильма: www.vrag-film.ru
Приемная дочь «вора в законе» влюбляется в одного из его доверенных друзей (Д. Дюжев). Отец категорически не одобряет выбор девушки, но влюбленных это не останавливает, и они женятся.
«Этот проект для меня начался с Евгении Трофимовой, — шутит Александр Атанесян. – Она очень нравится мне как актриса и является моей музой. Но помимо этого, я уверен, что Россия — ментально матриархальная страна. Героиня должна пользоваться большим интересом у зрителя. Поэтому я искал историю с Героиней в главной роли». Такая история долго не находилась. Первый вариант сценария Атанесян писал совместно с Ильей Авраменко. Их совместная история рассказывала про девушку, которая отомстила своим врагам за смерть любимого человека и о том, что с героиней происходит «в бегах», после случившегося. Но, закончив этот сценарий, Атанесян принял решение написать другой – приквел: о том, как героиня встала на путь мщения, что к этому привело. Именно эта история и стала впоследствии фильмом «Близкий враг». И теперь у режиссера уже есть в запасе сценарий сиквела.
«Эта история отчасти из моего детства, — рассказывает Атанесян. – Я родился и вырос в криминальном районе Тбилиси. Там в каждом третьем доме кто-то посидел в тюрьме. Все эти воры, преступники, криминальные элементы были частью моего детства. Но я не понимал, что это люди, живущие вне закона. Я воспринимал их как своих соседей, родителей своих друзей. Повзрослев, я узнал, кто они на самом деле, и увидел совершенно невероятные судьбы. Собственно, герой моего фильма Захар частично списан с одного близкого моей семье человека, который был вором в законе старой формации. Он остался беспризорником во время войны, жил в подвалах, но вырос невероятно образованным и серьезным человеком. Он нарушил воровскую заповедь и завел семью. Юридически он не был женат, но жил с женщиной, которая родила ему двух дочек. Эти девочки понятия не имели, что их отец – преступник. И только после смерти родителей они говорили, что, видимо, отец принес много несчастья людям, и теперь их семья проклята. Собственно, я снял этот фильм об истории проклятия, которая висит над такими людьми. И о том, что увернуться от этого проклятия невозможно. Это история человека, который хотел любить, но не имел на это права».
Для исполнительницы главной роли Евгении Трофимовой в этой истории тоже много личного. «Я выросла практически в такой же среде, как и моя героиня, — вспоминает Трофимова. Мой отец был из криминального мира. Он был нежнейшим, очень любящим отцом, для которого ничего и никого важнее меня на свете не было, но время от времени, когда меня не с кем было оставить, он брал меня с собой на какие-то сходки. Там никто не стрелял, конечно. Но люди собирались и что-то выясняли. О чем они говорили, я не понимала, просто сидела в углу и играла в куклы. Это были «лихие 90-е». Когда мы переехали в Москву, мне было 11 лет. В школу я ездила с охраной. Если мне звонил мальчик, отец разговаривал с ним строго и часто меня к трубке не звал. Я уже потом поняла, что он, вращаясь в криминальном мире и понимая, чем он живет, старался максимально обезопасить меня от такой же жизни… Именно поэтому воспитывал меня в строгости, и даже жесткости – никаких мальчиков, дискотек, гулянок, сплошное целомудрие… Для криминального мира очень характерно такое отношение к девочкам, дочерям. С моей героиней то же самое происходит»
«Женя очень помогла мне в работе над сценарием, — говорит Атанесян. – Когда я писал пятый или шестой вариант, то понял, что, как мужчина, я могу неверно истолковывать поступки героини, ее реакции, мотивации. И я решил пригласить женщину-сценариста, чтобы отшлифовать сценарий. Но поскольку Женя всегда была рядом, мы советовались друг с другом, и она очень много объяснила мне про формирование характера ее персонажа». «Я просто по-женски понимала, — дополняет Трофимова, — что героиня не может в определенных обстоятельствах так себя вести, или так разговаривать с отцом. То есть я объясняла с женской точки зрения, как героиня должна себя повести и почему».
На стадии утверждения проекта «Близкий враг» состоялся любопытный разговор между тогдашним президентом Sony International и его ассистентом, который курировал проект «Близкий враг». Ассистент говорил, что история ему нравится, сценарий написан хорошо, в режиссере студия уверена, но жанр криминальной драмы, возможно, не слишком перспективный с коммерческой точки зрения. На что глава Sony International ответил: «И это вы говорите мне в тот самый год, когда «Отступники» Мартина Скорсезе взяли «Оскар»?». Этой историей Александр Атанесян снимает все вопросы про жанр картины и утверждает, что в криминальной драме все зависит от качества истории и актерской игры.
«Комедия, боевик, мелодрама и криминальная драма по любой статистике находятся в верхней четверке зрительского интереса, — говорит Александр Атанесян. — Это четыре самых интересных жанра для международного зрителя. Они понятны и в Африке, и в Японии, и в Америке, и в России. Потому что криминальная драма – это всегда история страсти. Если это крепкая история – получится крепкое кино, если история слаба – провал. То же самое относится, впрочем, к любому другому жанру».
«Интерес к криминальному кино очень просто объяснить, — добавляет Евгения Трофимова. – Посмотрите, например, канал Discovery. Наблюдать за жизнью прайда в сотни раз интереснее, чем смотреть за антилопами, которые жуют траву. А когда хищники воюют друг с другом – это завораживающее зрелище. Так же и с отношениями в криминальном мире».
«Александр Атанесян очень хорошо чувствует этот жанр, — говорит Дмитрий Дюжев. – Тема криминала и бандитизма в нашем кино не исчерпана, про нее еще многое можно сказать. Атанесян показывает отношения между людьми криминала – партнерские, человеческие, а вернее, античеловеческие. И в кино это очень достойно выглядит».