Фильм открытия: "Принцесса Монако" (Grace of Monaco) Оливье Даана
По традиции, открывает фестиваль громкий зрительский хит — на этот раз пышный байопик Грейс Келли, снятый автором "Жизни в розовом цвете" Оливье Дааном. Запутавшуюся в себе голливудскую звезду, оставившую актерскую карьеру после знакомства с князем Монако Ренье III на съемках хичкоковского "Поймать вора", играет Николь Кидман; ее мужа — Тим Рот. В эпизодах — Фрэнк Ланджелла (Никсон из "Фроста против Никсона") и Паркер Поузи.
"Облака Зильс-Марии" (Clouds of Sils Maria) Оливье Ассаяса
Новый фильм автора "Карлоса" и "После мая", регулярно попадающего в каннский конкурс. На этот раз — драма о знаменитой, но уже немолодой актрисе (Жюльетт Бинош), которая решила уединиться в швейцарском городке Зильс-Марии вместе со своей ассистенткой (Кристен Стюарт) после того, как юная старлетка (Хлоя Грейс Морец) сыграла в ремейке фильма, когда-то сделавшего ее знаменитой.
"Звездная карта" (Maps to the Stars) Дэвида Кроненберга
Первый фильм Кроненберга, снятый в Голливуде, второй (после "Космополиса") — с Робертом Паттинсоном и пятый — в каннском конкурсе. Абсурдистская сатира на Голливуд: психотерапевт, прославившийся бестселлерами о самосовершенствовании (Джон Кьюсак), лечит известную актрису (Джулианна Мур) от ночных кошмаров с участием ее матери. Его жена (Оливия Уильямс) работает агентом у их тринадцатилетнего сына-телезвезды, который попал в рехаб, когда ему было девять, а их дочь (Миа Васиковска) заводит нежную дружбу с водителем лимузина (Роберт Паттинсон) с амбициями сценариста и актера. Сценарий написал крайне интересный человек — Брюс Вагнер, автор великого сериала "Дикие пальмы", друг Брета Истона Эллиса, постмодернист и знаток американских психопатов почище своего приятеля.
"Сен-Лоран" (Saint Laurent) Бертрана Бонелло
Байопик легендарного дизайнера поставлен автором "Порнографа", "Тирезии" и "Дома терпимости" Бертраном Бонелло, человеком, у которого одинаково удивительные отношения как со временем, так и с красотой. В этом году выходит еще один байопик Сен-Лорана, с Пьером Нине в главной роли, но от фильма Бонелло, охватывающего период, когда дизайнер создал свою Русскую коллекцию, стоит ждать не дотошного и нарядного изложения фактов, а по-настоящему глубокого кино, снятого под влиянием Пазолини, Кроненберга и Фасбиндера. В роли Сен-Лорана — Гаспар Ульель, его музу Лулу де ла Фалез играет Леа Сейду, также присутствует Луи Гаррель.
"Зимний сон" (Kis Uykusu) Нури Бильге Джейлана
Новый фильм главного на сегодняшний день турецкого экспортного режиссера, в 2011 году участвовавшего в каннском конкурсе с фильмом "Однажды в Анатолии" и получившего тогда приз жюри. Детали "Зимнего сна" держатся в строжайшем секрете с момента начала съемок, но сам Джейлан говорит, что это драма про людей, мужчину и женщину, снова снятая в Анатолии. Обещает много пейзажей и красивых портретов. Кроме того, это самая длинная картина в каннском конкурсе, где редко встретишь кино короче двух часов, — его хронометраж составляет 3 часа 16 минут.
"Два дня, одна ночь" (Deus jours, une nuit) Жан-Пьера и Люка Дарденн
Двукратные обладатели Золотой пальмовой ветви братья Дарденн тоже последний раз участвовали в Каннском кинофестивале в 2011 году. Классики неореализма вроде бы решили податься в мейнстрим: "Два дня, одна ночь" — это история женщины (Марион Котийяр), которая вместе с мужем пытается сохранить работу, убедив коллег отказаться от ежегодных бонусов.
"Мамочка" (Mommy) Ксавье Долана
"Нам казалось — как любому режиссеру, который мечтает попасть в Канны, — что мы окажемся в конкурсе и выиграем Золотую пальмовую ветвь", — говорил каннский вундеркинд Ксавье Долан в 2012 году, когда его фильм "В любом случае Лоран" взяли в параллельную программу "Особый взгляд", объяснив это тем, что до конкурса он еще не дорос. Следующую картину — "Том на ферме" — Долан демонстративно отправил в Венецию, и вот, наконец, он в каннском конкурсе. По сюжету, мать-одиночка пытается совладать с агрессивным сыном и знакомится с таинственной соседкой, которая изменит их жизнь.
"Пленница" (The Captive) Атома Эгояна
Еще один канадец возвращается в Канны после шестилетнего перерыва. На этот раз — с мейнстримовским триллером о том, как у Райана Рейнолдса украли дочь, пока он ходил за мороженым, потом в его доме обнаружились камеры, и расследование заняло восемь лет. Похоже на "Пленниц" Дени Вильнева, и, видимо, это не просто так.
"Слова, прощайте" (Adieu au langage) Жан-Люка Годара
Тридцать девятый фильм автора снят в 3D, формате, который, видимо, слишком ему понравился после прошлогоднего эксперимента в альманахе 3X3D. Первый синопсис описывал происходящее в фильме как историю о говорящей собаке, которая вмешивается в отношения между мужчиной и женщиной, больше не разговаривающих на одном языке; вторая версия синопсиса выглядит еще страннее, но если кратко, то все составляющие на месте: замужняя женщина, одинокий мужчина и собака.
"Поиск" (The Search) Мишеля Хазанавичуса
Автор "Артиста" снял ремейк одноименного фильма Фреда Циннемана, перенеся действие из послевоенной Германии в Чечню. Беренис Бежо работает на третий сектор и во время чеченской войны знакомится с местным мальчиком, потерявшим свою семью в хаосе военных действий. Проект снимался в атмосфере строжайшей секретности — съемки начались в прошлом году в Грузии и закончились в Париже.
"Местный" (The Homesman) Томми Ли Джонса
Второй фильм, снятый Томми Ли Джонсом, — его блестящий режиссерский дебют, "Трое похорон Мелькиадеса Эстрады", тоже участвовал в каннском конкурсе. Теперь актер экранизирует роман Глендона Свортаута о том, как пионерка Дикого Запада (Хилари Суонк) сопровождает трех сумасшедших женщин из Небраски в Айову в компании шахтера-мошенника.
"Тихая вода" (Futatsume no Mado) Наоми Кавасе
Новый фильм одной из главных представительниц японского арт-хауса в Каннах отчасти основан на истории из детства ее бабушки: одной теплой летней ночью 14-летний мальчик и его девушка находят в море мертвое тело и, как утверждает официальный синопсис, "учатся быть взрослыми, оказавшись вовлеченными в циклы жизни, смерти и любви". Как и в случае с другими фильмами Кавасе, сюжет здесь — совсем не главное.
"Мистер Тернер" (Mr. Turner) Майка Ли
В этом году в каннском конкурсе участвуют сразу двое классиков сурового британского соцреализма — Майк Ли и Кен Лоуч. Майк Ли снял байопик художника Тернера, охватывающий последние 15 лет его жизни. В фильме Тернер, которого играет постоянный актер Ли Тимоти Сполл, путешествует, рисует, ходит по борделям и светским приемам, переживает смерть отца и влюбляется в женщину, с которой будет жить инкогнито до самой смерти.
"Зал Джимми" (Jimmy's Hall) Кена Лоуча
В позапрошлом году Лоуч ездил в Канны с чудесной комедией про гопников на винокурне, в этот раз он возвращается с костюмной драмой про Джимми Грелтона, лидера ирландских коммунистов, иммигрировавшего в США, а также единственного в мире ирландца, депортированного из Ирландии. Джимми возвращается из Америки в родную деревню и открывает там зал для танцев и бесед, чем вызывает негодование местных властей.
"Охотник на лис" (Foxcatcher) Беннетта Миллера
Новый фильм автора "Капоте" и "Человека, который изменил все" — экранизация реальной истории из девяностых про двух братьев — олимпийских чемпионов по рестлингу — и страдавшего параноидальной шизофренией мультимиллионера Джона ди Пона, который убил одного из них, а потом двое суток сопротивлялся полиции. Братьев играют Марк Руффало и Ченнинг Татум, сумасшедшего богача — Стив Карелл.
"Чудо" (Le Meraviglie) Аличе Рорвакер
Первый фильм итальянки Аличе Рорвакер в 2011 году участвовал в программе "Двухнедельник режиссеров" и был историей взросления 13-летней девочки. "Чудо", судя по всему, более или менее о том же самом: идиллические каникулы дочки пчеловода из Умбрии нарушает прибытие в их деревню немецкого подростка и съемочной группы местного телевидения во главе с самой Моникой Беллуччи.
"Тимбукту" (Timbuktu) Абдеррахмана Сиссако
Картина режиссера из Мали, учившегося во ВГИКе и снявшего важный (и острополитический) африканский фильм "Бамако". "Тимбукту" основан на реальной истории, широко освещавшейся международной прессой в 2012 году: молодая неженатая пара из восточного Мали была до смерти забита камнями исламистскими экстремистами за то, что имела детей, не состоя в браке. Тем не менее, не факт, что фильм Сиссако концентрируется на этом случае: есть вариант, что речь там идет о более общей теме протестов против джихадистских репрессий в Мали.
"Дикие истории" (Relatos Salvajes) Дамиана Шифрона
Про аргентинского режиссера Дамиана Шифрона доподлинно известно только то, что он — протеже Педро Альмодовара. Трейлер пестрит избыточной красотой, фильм —комедия (вроде бы), состоящая из нескольких историй жизни разных людей.
"Левиафан" (Leviathan) Андрея Звягинцева
Четвертый фильм Андрея Звягинцева, по его словам, "представляет собой авторскую интерпретацию истории библейского Иова, изложенную на материале современной России". На практике это означает, что детали фильма держатся в строжайшем секрете. Действие происходит на берегах Баренцева моря, в ролях — Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов и другие, оператор — Михаил Кричман.