С молотка уйдет и знаменитый «Пруд с кувшинками» Клода Моне. Его оценивают в 60 миллионов долларов. Самым дорогим лотом пока что стала работа Эдуарда Мане «Автопортрет с палитрой». Ее купили за 33 миллиона долларов.
За свою творческую биографию импрессионист Эдуард Мане написал всего два автопортрета. Когда один из них был выставлен в зале аукциона Sotheby’s, аудитория замерла. Но смотрели не в глаза, написанные маслом, а чуть повыше — на табло, где появилась цифра с шестью нулями. За несколько минут стремительного соревнования эта сумма заметно подросла. За 20 миллионов фунтов стерлингов произведение мастера досталось покупателю из центра зала.
На распродаже в Sotheby’s собрались те, кто даже в трудные дни кризиса не забывает о прекрасном. Этим вечером разбирали импрессионистов по 500 тысяч фунтов в самом бюджетном варианте.
«Спрос сегодня огромный, причем на самое лучшее, — говорит вице-президент Sotheby’s Хелена Ньюмен. – Мы почувствовали это еще в феврале, когда мы побили мировой рекорд, продав работу скульптора Джакометти за сто миллионов долларов. Это уже тенденция, которую подтверждают и недавние торги».
За один вечер в Лондоне Sotheby’s выручил 112 миллионов фунтов стерлингов. Это даже больше, чем ожидали. На очереди торги в Christie’s. Здесь тоже рассчитывают на серьезных покупателей. Самый дорогой лот — картина Пабло Пикассо «Любитель абсента». Портрет оценивается в 30 миллионов фунтов стерлингов. И это нижняя планка!
«Мы только что продали в Нью-Йорке картину Пикассо, написанную в 1932 году, за 106 миллионов долларов. Это рекордная цена, которую когда-либо в мире давали за живопись, — говорит директор Christie’s Мэтью Стивенсон. — И портрет Анхеля Фернандеса де Сото такая же редкость, как и та проданная картина. Так что он вполне может претендовать на очень внушительную стоимость».
Два года назад казалось, что рынок художественных ценностей основательно прогнулся, а получилось, что он, как пружина, только сжался и теперь стремительно выпрямляется. Не зря финансовые аналитики говорят, что за последний год в мире заметно увеличилось число обладателей сверхсостояний.
«Покупатели из Азии, России, Америки, Европы, Ближнего Востока — все требуют художественные ценности высочайшего уровня», — отмечает Хелена Ньюмен.
Шедевров на всех, как всегда, не хватает. Они ненадолго появляются и тут же исчезают. Это сейчас к Ван Гогу можно запросто подойти и даже попытаться разгадать зашифрованное послание. «Автор поместил здесь эти два дерева. Но, зачем? Почему они здесь? Возможно, это прутья тюремной решетки. Известно, что в это время Ван Гог сидел в тюрьме», — поясняет Мэттью Стивенсон. Но скоро над этим будет ломать голову новый хозяин.
Кому-то может показаться, что повышенный спрос на предметы искусства — это сигнал, что не за горами золотые докризисные дни. Но не стоить обольщаться: погоня за шедеврами и оздоровление экономики — вещи совершенно разные. Кризис не все пережили одинаково. У кого-то могли образоваться излишки.