Данный закон был разработан в 1999 году, после чего длительное время проходил процедуру согласования и в настоящее время уже устарел, отметил К.Жунусов. За прошедшее десятилетие было приято три закона о банкротстве (в 1992, 1995 и 1997 годах), а также более 100 других законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере.
В этот раз в действующий закон было внесено 185 изменений и дополнений, которые касаются 67 из 106 имевшихся статей, кроме того, в закон внесено 7 новых статей. В основном новая редакция закона о банкротстве направлена на ужесточение и расширение полномочий государственного уполномоченного органа, отметили специалисты ассоциации.
Так наибольшие изменения в законе коснулись его статуса, полномочий, прав и обязанностей. Расширение компетенции уполномоченного органа было произведено за счет передачи в его ведение некоторых вопросов, относящихся прежде к полномочиям суда и комитета кредиторов. В настоящее время обсуждается вопрос о создании нового госуполномоченного органа. При этом, как отметил К.Жунусов, необходимо определится по дальнейшей судьбе агентства по реорганизации и ликвидации предприятий.
Кроме этого, введен ряд новых положений, регламентирующих вознаграждение конкурсному и реабилитационному управляющим. Так, теперь установлен верхний предел их вознаграждения – ежемесячный размер текущих выплат не должен превышать пятьдесят месячных расчетных показателей, а дополнительные выплаты конкурсному управляющему — не более 7% от реализованной конкурсной массы за вычетом административных расходов.
Также изменен порядок и очередность расчетов с кредиторами. Расчеты с кредиторами по заработной плате впредь будут производиться во 2-й очереди, тогда как ранее – в 3-й, после удовлетворения требований залоговых кредиторов. Трудовой коллектив в процедурах ликвидации будет представлен так называемым представителем кредиторов по оплате труда, которому закон представляет все права кредиторов, в том числе право обращаться в суд.
Однако, как подчеркнули представители ассоциации, в целом внесенные изменения в законодательство о банкротстве не были направлены на повышение действенности самого механизма банкротства. По их мнению, эти изменения напротив ухудшили законодательную базу о банкротстве и усугубили имеющиеся проблемы.
Как подчеркнул К.Жунусов, наиболее уязвимой стороной казахстанской системы банкротства является ее слабая направленность на защиту имущества должника, что позволяет, зачастую, манипулировать имуществом должников, в ущерб кредиторов и инвесторов.
При финансово-экономическом оздоровлении предприятий в республике сейчас широко используется схема создания параллельных структур и передачи им активов банкротов с грубыми нарушениями действующего законодательства. По оценке специалистов, не менее 1/3 предприятий, подвергшихся процедуре банкротства, применяли такую практику, а именно псевдобанкротство.
По данным ассоциации, с 1996 года в Казахстане было ликвидировано 4281 предприятий. В процессе банкротства сейчас находится около 6 тыс. предприятий. При этом если в 1996-1997 годах банкротами были признаны не более 100, то в 1998 году – около 450, в 1999-м — свыше 800, а в 2000 и в 2001 годах уже более, чем по 1 тыс. По состоянию на 1 августа потенциальными банкротами числятся 1203 предприятий, в отношении которых рассматривается вопрос о ликвидации или проведения процедуры банкротства. За прошедшее время только 61 предприятие было реабилитировано.
Совершенствование законодательства о банкротстве должно производиться по пути углубления прокредиторской его направленности, ужесточения норм и положений, направленных на защиту имущества банкротов, считают члены ассоциации. Функционирование механизма банкротства должно строится на основе реального интереса кредиторов вернуть свои деньги или же самих должников освободиться от непомерных долгов и неэффективной собственности, а не на методах администрирования, в частности запрета и контроля со стороны государства.
“Необходимо изменить концепцию законодательства о банкротстве, направив ее, прежде всего на защиту интересов кредиторов, чтобы они могли получить вложенные средства”, сказал К.Жунусов. Также, по мнению специалистов ассоциации, необходимо кардинально пересмотреть роль и полномочия в процедурах банкротства кредиторов, государства, в том числе суда и уполномоченных госорганов. Функции по ведению процедур банкротства, контролю хода и подведению итогов, по опыту западных стран, правильнее передать кредиторам, в лице комитетов и собраний представителей кредиторов, считают в ассоциации. Кроме того, своего решения требует и проблема подготовки и переподготовки специалистов по банкротству, которых в настоящее время насчитывается порядка 3 тыс., отметил К.Жунусов.