Перед началом церемонии Иван Кудрявцев спросил у председателя жюри Карена Шахназарова: как долго они совещались с коллегами, и насколько трудно далось решение? Он ответил: «Мы сидели три часа, много спорили, и решение далось очень непросто». Сильнее подогреть интригу уже нельзя, ждать развязки остаётся совсем недолго: участники и гости фестиваля поднимаются по звёздной, как её тут называют, дорожке и занимают места в зале.
После оглашения вердиктов жюри короткого метра (лучший фильм «Ракоход» Николая Соколова) и вручения приза от Гильдии Киноведов и кинокритиков Сергею Лознице за фильм «Счастье моё» — на сцену один за другим выходят члены основного жюри. И всё яснее становится, какие решения давались легко, а какие трудно.
Приз за лучшую операторскую работу — фильм «Явление природы» Сергея Осипьяна и Александра Лунгина — наверняка присуждали единодушно, за смелость творческого эксперимента. Картина про столичного интеллигента, который ищет смысл жизни, обрекая себя и близких на отшельничество в сельской глуши, снята на фотоаппарат Canon, который в видеорежиме работает ярче и чётче любой цифровой видеокамеры. Картина невероятной красоты получилась такой не от хорошей жизни: у создателей на всё про всё было 300 тысяч долларов и 19 съёмочных дней.
Приз за лучший дебют наверняка присуждали в дискуссиях, потому что столько дебютов, сколько в нынешнем году, в конкурсе «Кинотавра» ещё не было: восемь из 14 работ, претендовавших на призы фестиваля — первые полнометражные фильмы в карьере их создателей. За наградой на сцену, с пожеланием: «Так держать», — вызвали Анну Фенченко, снявшую фильм «Пропавший без вести».
Лучшей женской ролью признали работу Марии Звонарёвой у Дмитрия Месхиева в его «Человеке из окна» жену артиста, обладающего удивительным даром управлять жизнью, которую он видит из окна своей квартиры. Юрий Стоянов, превосходно исполнивший эту роль, наверняка заронил зерно сомнения в сердца членов жюри, когда они выбирали лучшего артиста этого фестиваля.
Но приз они присудили Ивану Добронравову за главную роль в фильме Светланы Проскуриной «Перемирие». Приз за Ивана получала режиссёр. Иван не смог приехать в Сочи. У него в данный момент экзамены. Второй курс ГИТИСа.
Светлане Проскуриной пришлось ещё раз подниматься на сцену, за главным призом этого фестиваля — её «Перемирие» здесь чаще других называли в числе фаворитов, — но прежде объявили победителя в номинации «лучшая режиссёрская работа». И это «Счастье моё» Сергея Лозницы, который был в конкурсе последнего Каннского кинофестиваля и ничего там не получил.
Взгляд этого автора на проблемы современной России, вызвал больше всего споров, как в совещательной комнате жюри, так и за её пределами — в кулуарах фестиваля.
Фильмом закрытия фестиваля стала последняя работа прославленного режиссёра Владимира Мотыля, который ушёл из жизни в феврале 2010 года — это «Багровый цвет снегопада» кинороман о первой мировой войне и революции 1917 года. Дата выхода этой картины на большой экран, как и у многих других фильмов «Кинотавра», пока не определена.
«Кинотавр» не зря называется «Открытый фестиваль российского кино» в том числе и потому, фильмы здесь показывают и за пределами Зимнего дворца Сочи, под открытым небом, бесплатно, каждый вечер. Там, внутри и на площади, показывают разное кино: фильмы для массового зрителя, авторские, артхаусные, фильмы не для всех, как их только не называют. Их прокатная судьба складывается непросто, порой не складывается вовсе. И главная задача «Кинотавра» обратить на них внимание, чтобы своего зрителя нашли и они.