Данные изменения введены для того, чтобы исключить недобросовестность некоторых руководителей, которые держат на государственных должностях “своих людей”, несмотря на то, что те не могут пройти конкурсный отбор. Сейчас в случае неудачной сдачи теста руководитель зачастую назначает своего протеже «исполняющим обязанности» на три месяца до следующего тестирования, а потом вновь и вновь, до тех пор, пока тот не сдаст экзамены и пройдет собеседование.
«Данный указ направлен на преодоление родственных и иных связей и повышение объективности при отборе кандидатов на госслужбу», — сказал А.Пирметов.
Главной проблемой отбора госслужащих А.Пирметов назвал низкое качество подготовки претендентов. Так, из 100 желающих получить государственную должность в ЮКО лишь 60 человек проходят тесты, куда входят, в основном, вопросы по Конституции и закону «О госслужбе». Удивительно, отметил А.Пирметов, что процент отсева среди людей с юридическим образованием даже выше, чем среди не юристов. Согласно анализу сотрудников управления 44 процента кандидатов с юридическим образованием не смогли пройти тестирование, причем половина из них была с высшим образованием.
Другой проблемой является длительность срока спецпроверки госслужащих, назначенных на должность, которую проводят сотрудники КНБ. Иногда проверка затягивается на 6-7 месяцев. Весь этот срок человек не считается госслужащим, что ведет к сокращению стажа (как известно, ставка заработной платы госслужащих напрямую зависит от стажа).
В аппарате госслужбы ЮКО в данное время насчитывается 5600 штатных единиц, из них 227 политических госслужащих. На 1 января 2001 года было 5700 штатных единиц, из них было занято 5100 единиц и насчитывалось 600 вакансий. После проведенных сокращений число штатных единиц уменьшилось на 100. Сокращения прошли в аппаратах акиматов разных уровней, штаты структурных подразделений остались без изменений.