Ихтиандр французского кинематографа. Изобретатель новой «новой волны» в буквальном смысле. Для миллионов зрителей во всем мире Жак-Ив Кусто — это, прежде всего, человек с камерой под водой. Документальную ленту «В мире безмолвия» показывали в кинотеатрах всего мира, включая СССР, как художественный фильм. Уникальный случай: кинооператор-любитель, Кусто получил тогда главные международные кинонаграды — и «Оскар», и «Золотую пальмовую ветвь».
Народный артист России Андрей Макаревич говорит: «Это было равносильно репортажу с другой планеты. Мне тогда было лет 5. Я с ума сошел абсолютно и на следующий день потащил родителей в ГУМ покупать маску и трубку. Кусто заставил головы всего человечества повернуться в сторону океана».
Официальное признание к бывшему военно-морскому офицеру Жаку-Иву Кусто пришло в 1957 году, когда его утвердили в должности директора Океанографического музея в Монако. Но в кресле директора Кусто проводил совсем немного времени. Его увлекала жизнь под водой.
Гагарин произнес: «Поехали». И с этого началась эпоха освоения человеком космоса. Кусто произнес: «Поплыли». И с этого началась эпоха освоения человеком океана.
В 1962 году Кусто начинает операцию «Преконтинент». Два пловца неделю живут на глубине 25 метров в подводном доме со всеми удобствами: горячей водой, электричеством и телевизором, который отлично принимал городскую программу. Кусто всей своей жизнью пытался доказать, что раз человек на 80 процентов состоит из воды, значит ему не будет неуютно под водой.
Профессор МГУ им М.В. Ломоносова, действительный член РАЕН Николай Дроздов рассказывает: «Не только исследователь глубин, но еще и морской инженер, который столько открыл нового. Эти подводные поселения. Пусть они еще не привились, но придет время… Когда Жюль Верн писал «Капитан Немо», мы даже думать не могли, что такое может быть, а сейчас мы говорим: «Капитан Кусто». Это же есть капитан Немо, как бы предвиденный Жюль Верном».
В 1977 году капитан Кусто приезжал в СССР давать интервью Николаю Дроздову. Невысокого роста, щупленький и при этом гиперактивный. Кусто произвел на телеведущего впечатление такое же, как данио рерио, маленькая, но очень резвая аквариумная рыбка.
«Я с Кусто встречаюсь, знакомимся, идем в буфет в Останкино, — вспоминает Николай Дроздов. — Я его пытаюсь угостить пирожными, он говорит: «Вот чашечку кофе и печенюшечку сухенькую». Я говорю: «А дальше?». А он: «Ну, и все, мне хватит»».
В тот раз Кусто доехал только до Москвы. Свободно передвигаясь по всему миру, он не пробил «железный занавес» Советского Союза. Подводное пространство одной шестой части суши исследовать Кусто официально запретили.
Академик РАН Сергей Капица говорит: «Он стремился, создавая фильм о Средиземном море, попасть в Черное море. И сколько мы не старались убедить наших, что необходимо открыть ему наше побережье, но тогда это сделать не удалось».
Кем на самом деле был Жак-Ив Кусто, не сказал бы, наверное, и он сам. Одни называли его великим океанографом ХХ века, но ученым Кусто, строго говоря, никогда не был. Другие – изобретателем акваланга, хотя он его лишь усовершенствовал. А те, кто знали Кусто лично, говорили, что его главной мечтой было освободить человека от пут Земли, от границ, установленных самой природой. Капитану Кусто это удалось.
Фто: moikompas.ru