Россия определила маршрут поставок в Китай - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Россия определила маршрут поставок в Китай

Россия определила маршрут поставок в Китай

Со следующего года Россия будет транспортировать нефть в Китай не только по железной дороге, но и по трубопроводу, проходящему через территорию Казахстана. Такая договоренность была достигнута между Москвой и Астаной. Эксперты полагают, что новый маршрут будет интересен как государственной «Роснефти», уже поставляющей в Китай свое «черное золото», так и другим крупным российским нефтяным компаниям, пишет RBC Daily.

  • 28 Ноября 2007
  • 867
Фото - Caravan.kz

Для поставок российской нефти в Китай будет использоваться казахский трубопровод Атасу — Алашанькоу, который был введен в строй в конце 2005 года. Пропускная способность трубопровода составляет 20 млн т нефти в год, однако в настоящее время он заполнен лишь на треть. Как сообщил вчера журналистам министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, в 2008 году Россия может отправить в Китай через магистраль Атасу — Алашанькоу до 5 млн т своей нефти.
Сегодня российская нефть поступает в Китай только по железной дороге через территорию Монголии. Единственным поставщиком с российской стороны выступает госкомпания «Роснефть», подписавшая соответствующее соглашение с китайской госкорпорацией CNPC в 2004 году. Согласно условиям контракта «Роснефть» должна поставить Китаю 48,4 млн т нефти до 2010 года.
Однако теперь «Роснефть» уже совсем не устраивает цена, которая была зафиксирована в контракте, ведь мировые цены за последние несколько лет заметно выросли, к тому же транспортировка нефти через территорию России и Монголии обходится «Роснефти» все дороже. Китайцы же упорно отказываются повышать плату за нефть, в связи с чем даже возникла угроза расторжения контракта. Более того, из-за разногласий по поводу цены на нефть Россия и Китай никак не могут подписать соглашение о строительстве китайской ветки нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.
Возможно, «Роснефти» и CNPC удастся разрешить спорные вопросы благодаря появлению нового нефтеэкспортного маршрута через Казахстан, предполагает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. Трубопроводные поставки будут для «Роснефти» в несколько раз дешевле, чем транспортировка нефти по железной дороге, подчеркивает он. В самой «Роснефти» пока никаких определенных заявлений не делают. «Роснефть» будет осуществлять поставки нефти в Китай по трубопроводу, если сочтет это экономически целесообразным», — сказал вчера РБК daily пресс-секретарь компании Николай Манвелов.
Впрочем, поставки нефти в Китай по трубе Атасу — Алашанькоу будут интересны и другим российским нефтяным компаниям, уверен глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. Диверсификация маршрутов поставок выгодна и России, и Китаю, отмечает эксперт. Г-н Санакоев не исключает при этом, что в дальнейшем российская квота в 5 млн т нефти в год может быть увеличена, по крайней мере мощности казахского трубопровода позволяют это сделать.
Договоренность с CNPC о поставках нефти в Китай уже есть у компании ТНК-BP. В начале ноября вице-президент управления продаж и логистики бизнес-направления переработки и торговли «ТНК-ВР Менеджмент» Джонатан Коллек заявлял, что компания рассматривает возможность экспорта нефти именно через трубопровод Атасу — Алашанькоу.
В «Газпром нефти» вчера отметили, что заинтересованы в поставках нефти в Китай через Казахстан. Ранее «Газпром нефть» (тогда «Сибнефть») уже поставляла нефть в Китай по железной дороге, напомнили в пресс-службе компании. В ЛУКОЙЛе РБК daily сообщили, что компания «подумает» о возможности экспортировать нефть в Китай через Атасу — Алашанькоу.