На прошлой неделе были опубликованы два немаловажных для США показателя — индекс доверия потребителей в ноябре и показатели внешнеторгового сальдо. Поводов для оптимизма нет. Индекс доверия опустился ниже, чем прогнозировали аналитики. По данным агентства Bloomberg. предварительное значение индекса составило 75 пунктов (ожидалось 80) против 80,9 пункта в октябре. Это минимальный показатель за последние два года. Причиной снижения называют растущие цены на топливо и падение цен на недвижимость.
По данным министерства торговли США, отрицательное сальдо торгового баланса в сентябре уменьшилось по сравнению с августом на 0,5% и составило $56,5 млрд. По данным американского министерства труда, цены на импортные товары и услуги в США в октябре по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 1,8%, а цены на экспорт из США — на 0,9%. Все это выглядит неутешительно на фоне заявления главы ФРС Бена Бернанке в четверг о том, что экономика США заметно замедлится в четвертом квартале. В ответ рынок фьючерсов оценил шансы на новое понижение ставки ФРС в декабре на уровне 90% против 60% в середине недели.
Инвесторы боятся доллара
Ослабление доллара уже охладило частных инвесторов, которые с августа стали менее активно покупать американские бумаги. За месяц их инвестиции в акции, государственные и корпоративные облигации сократились на $63,9 млрд. Но, как подчеркивают аналитики инвестиционного банка Goldman Sachs, прямые иностранные инвестиции уменьшились не только в США, но и в других странах, которые сильно зависят от них. В результате если в апреле 2007 года было объявлено о новых сделках по слиянию и поглощению на рекордную сумму $290 млрд, то в период с августа по октябрь в среднем в месяц объявлялось о сделках на сумму $93 млрд.
Но и это еще не все. Теперь недоверие к доллару принимает более грандиозные масштабы. В четверг из Китая поступили заявления о том, что необходимо сбалансировать золотовалютные резервы (ЗВР) за счет сильного евро, а значит, снизить в них долю доллара. Об этом сообщил зампред постоянного комитета парламента КНР Чен Сывэй. Подобные высказывания со стороны крупнейшей в мире страны по объему золотовалютных резервов ($1,43 трлн) еще больше компрометируют репутацию американской валюты.
Интрига еще и в том, что китайские власти не уточнили пока, какая именно часть ЗВР может быть переведена в евро и другие стабильные валюты. Кроме того, нельзя исключать и того, что пример Пекина окажется заразительным для других азиатских стран. Если представить, что ему последует, скажем, Япония (которая, к слову, занимает второе место по ЗВР после Китая), то последствия такого шага малопредсказуемы. К слову, 45% резервов российского Центробанка номинировано в американской валюте.
Ипотечный кризис продолжается
Между тем на рынок продолжает давить ситуация на финансовом рынке. Списание активов становится уже заразной инфекцией. Вслед за Citigroup, Merrill Lynch и Morgan Stanley, сообщившими о списании активов, обеспеченных рискованными обязательствами, у еще одного финансового гиганта США — банка Wachovia Corp. — стоимость обеспеченных долговых обязательств в октябре уменьшилась на $1,1 млрд. В связи с кризисом руководство банка намерено увеличить в четвертом квартале объем списания средств на $600 млн.
О том, что банк пострадал от финансового кризиса, стало известно еще две недели назад, когда был опубликован отчет по третьему кварталу. Впервые за шесть лет прибыль банка снизилась на 10% — до $1,69 млрд, или 89 центов в расчете на акцию, с $1,88 млрд, или $1,17 на акцию, за аналогичный период годом ранее. 9 ноября на фоне очередных негативных новостей от банка его акции снизились в цене с начала торговой сессии на $1,69 — до $38,61. Подешевели бумаги Goldman Sachs Group Inc., Citigroup Inc. и ипотечного банка Fannie Mae.
В качестве вакцины против массовых списаний проблемных активов и, как следствие, провокации нового кризиса американский минфин задумал создание фонда Master Liquidity Enhancement Conduit, или M-LEC. Его назначение — поддержать инвестиционные компании (structured investment vehicles, SIV), которые серьезно пострадали от кризиса subprime-кредитов. Запланированный бюджет фонда — $80 млрд.
Идея создания подобного инструмента принадлежит, кстати, тем игрокам, которые уже болезненно отреагировали на финансовый пожар в США: Citigroup, JP Morgan Chase и Bank of America Corp. Однако большинство экспертов скептически отнеслись к идее такого оздоровительного механизма, полагая, что кризис оказался сильнее, чем ожидали даже самые пессимистически настроенные игроки, и сегодня спасти положение подобным фондом едва ли возможно.
Среди критиков минфина и бывший глава ФРС Алан Гриспен, который предупредил, что подобный фонд может еще больше навредить кредитным рынкам и даже сам станет очередным SIV. В интервью журналу Emerging Markets он сказал, что подобный фонд может еще сильнее поколебать и без того шаткое положение на финансовых рынках.