Молодой казахстанский игрок, который успел о себе заявить не только в своей стране, но и за ее пределами, хоккеист Дамир Рыспаев рассказал, почему он становится инициатором драк на льду, и как все это отразилось на его здоровье, сообщает ИА «NewTimes.kz».
На видеохостинге Youtube есть очень много видео драк с Вашим участием. Как они отразились на вашем здоровье? Были ли серьезные травмы?
— Особых таких серьезных травм не было. После первого, грубо говоря, серьезного боя – против Свитова были синяки и все.
Какими спортивными достижениями Вы можете похвастаться?
— Горжусь, что выступал на чемпионатах мира в составе юниорской и молодежной сборных Казахстана. Возил нас Старыгин Сергей Василевич, мы заняли первые места в этих дивизионах. Это очень хороший показатель. Потому что до этого «молодежка» давно не занимала высокие места.
Еврочеллендж со взрослой сборной мы выиграли. Это было перед новым годом. В составе сборной Казахстана был ассистентом. Нашими противниками были итальянцы, французы, поляки. Еврочеллендж – это товарищески матчи, но среди основных команд. Выступили, выиграли.
Сколько всего Вы забили голов?
— Забивал, но не очень много. Когда был в «Беркуте», то забивал. Не сказать, конечно, что я там был бомбардиром. Кстати, был момент, когда мы играли предсезонный матч в Москве против основной команды ЦСКА. Это команда с историей. И так получилось, что я тогда сделал результативную передачу, команда забила гол.
Какова Ваша роль в команде?
— Основная роль в команде — придать уверенность на площадке, чтобы наши хоккеисты и противник знал, что я в любой момент могу выйти и заступиться. Это придает уверенность. И как бы другая команда знает, что есть я — тот, который не оставит незамеченной сильную грубость. То есть игра будет более спокойной со стороны противника. Грубо говоря, против нашей команды не будут играть слишком жестко.
Как Вы определяете, когда можно устраивать потасовки, а когда — нет?
— Всё зависит от счета. То есть если счет с разницей в 1-2 шайбы, то зачем что-либо устраивать? А если мы «горим» в 3 шайбы или больше, то уже тогда можно что-то придумывать или просто в начале игры, когда еще неизвестно, счет по нулям. Ну, для того чтобы задать тон игре. Бывает, что в команде противника тоже есть такой силовой игрок, габаритный, с большой историей, тогда можно сделать то, что на хоккейном языке называется «размен». Или, например, свести старые счеты. Так, в частности, против «Барыса» грубо играли в Хорватии, поэтому на первых минутах матча в Астане показали, что так нельзя будет играть. В итоге, 6-1 выиграли матч.
А как в мире хоккея относятся к Вашим действиям, ведь Вы заявили о себе совсем молодым? Вы дрались с игроками, за спиной которых опыт, история.
— Мне кажется, что отнеслись с нервозностью (смеётся). А как иначе? Все равно неприятно, когда у команды противника есть такой игрок, который может выйти и наказать игрока, который ведет нечестную, некрасивую игру. Вообще же тафгаи в хоккее – обычное дело.
Сейчас я не могу помочь основной команде, у меня дисквалификация на пять матчей
К каким матчам Вы и Ваша команда сейчас готовятся?
— По времени Астаны сегодня в 22:30 у команды выездная игра в Сочи. 5 февраля матч в Риге. Важные игры, нужны очки. Сейчас главное — попадание в плей-офф. Потом будет уже чемпионат мира.
Сейчас я не могу помочь основной команде, у меня дисквалификация на пять матчей, остается еще два. Я в ожидании. Пока в команде «Номад». Вчера, позавчера играли против местного клуба «Астана». Тренируемся, занимаемся.
Какие у Вас планы на будущее?
— Мне 20 лет, и все только начинается. Я ведь только второй год в основной команде «Барыс», только пришел в большой хоккей и не знаю, как все дальше сложится. Но играю, стараюсь, играю в других командах, понятно, что пока не хватает опыта где-то. Пытаюсь совершенствовать свои навыки.
В «Барысе» всегда были игроки силового плана. Их называют «полицейские». Раньше ими были легионеры, а теперь у нас есть свой (смеётся). Я не собираюсь на этом останавливаться, и тренерский штаб об этом говорит, советы дают.
Как Вы реагируете на эмоции людей, которые любят ваши драки?
— Конечно, очень приятно, когда жаждут моего выхода. Очень приятно, что люди знают, болеют за нашу команду. Это всегда интересно, зрелищно, но не всегда бывает нужно. Болельщики это не всегда понимают.
Что Вы можете сказать о казахстанском хоккее? Есть ли у нас продвижения?
— Сейчас очень много людей, которые играют: взрослые, дети, компаниями приезжают играют, организациями. Есть любительская лига, их даже несколько. Это эмоциональная игра, как говорится, «трус не играет в хоккей». Новый, большой дворец сейчас начал заполняться. Арена у нас лучшая в лиге, мы давно этого ждали. В Казахстане однозначно хоккейный бум.
Сейчас наша сборная будет играть в элитном мировом дивизионе. То есть республика входит в топ-16 лучших команд мира.
А как Вы сами попали в хоккей?
— Я жил в Усть-Каменогорске, мне было 9 лет. Занимался, учился, тренировался. Значения этому особого не придавал, работал просто на льду. Потом в Барысе-2 занимался, мне было 16 лет. Потом, сюда приехал Андрей Викторович, и дал мне шанс проявить себя, мол, молодой, еще и подраться может. Попробовали, и все, все нормально.
А как Ваши домашние относятся к дракам на матче?
— Понимают, а что делать? Я сам это выбрал, не заставляют же. Не всегда поддерживают, конечно, я предупреждаю чтобы не переживали: «Сегодня не надо смотреть матч» (смеётся). Я не младший и не старший, средний в семье.
А что Вы сами ощущаете, когда выходите на лёд и знаете, что будет драка?
— Первое время было очень тяжело, учитывая, что я — провокатор, и сам же могу проиграть. Это было тяжело. Но сейчас начал уже больше работать, как бы уверен в своих силах, в лиге практически не осталась никого из серьёзных противников, с кем бы я не померялся силами.
Когда Вы выйдете теперь на лед?
— 16 и 18 февраля будут выездные игры с «Ак Барсом» и с «Авангардом». Если тренерский штаб доверит место в составе, выйду помогать команде.