Герр Петр - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+19 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Герр Петр

Герр Петр

Бывший защитник Петр Нейштетер родился в Киргизии, выступал за российские и украинские футбольные клубы, но после распада СССР принял казахстанское гражданство.

  • 5 Октября 2009
  • 2534
Фото - Caravan.kz

Три алматинских сезона

Три года Петр Нейштетер защищал цвета алма-атинского «Кайрата». Правда, в 1985-м он еще был слишком молод, чтобы иметь стабильное место в основе клуба высшей лиги СССР, а в 1989 и 1990 годах «Кайрат» играл уже в первой лиге. Через два года после отъезда в Германию Нейштетер попал в «Майнц» и вот уже 15 лет связан с этим клубом: сначала как игрок, а теперь как тренер. В этом году «Майнц» вернулся в первую бундеслигу и после семи туров занимает восьмое место, набрав равное количество очков с мюнхенской «Баварией» и опережая такие известные клубы, как «Айнтрахт», «Штутгарт» и «Боруссия» (Дортмунд).

— Конечно, такого успешного старта от команды никто не ожидал, — делится своими впечатлениями от стартовавшего сезона Петр Нейштетер, возглавляющий вторую команду «Майнца». — Тем более что буквально накануне чемпионата в клубе поменяли главного тренера (после поражения в Кубке Германии от «Любека» — 1:2 — место норвежца Йорна Андерсена занял Томас Тухель, работавший с молодежной командой «Майнца». — Прим. авт.).

«И 90 минут не хватает, чтобы собраться»

— В чем основная причина такого удачного старта?

— Вопрос, конечно, интересный. Думаю, что многие клубы нас недооценивают. Забивают нам один гол и считают, что этого будет достаточно для победы. Вот так мы с «Байером» вничью — 2:2 — сыграли, «Баварию» на своем поле одолели — 2:1, «Бохум» победили на выезде — 3:2.

— Сколько туров может длиться такая недооценка?

— Она может длиться весь сезон. Все дело в сознании игроков. Если перед матчем они не воспринимают соперника серьезно, то собраться им не хватит и 90 минут.

— Чемпиона прошлого года «Вольфсбург» тоже всерьез не воспринимали?

— Нет, там другая ситуация. Феликс Магат провел очень хорошую работу. Первый год он готовил команду, а на следующий сезон выстрелил. У Магата в «Вольфсбурге» подобрался очень сбалансированный состав во всех линиях. К тому же ребята не играли в еврокубках, а потому остались силенки на финиш чемпионата.

— Сейчас много говорят о 18-летнем Андре Шюррле, который забил за «Майнц» два решающих мяча в Бохуме. Он играл у вас во второй команде?

— Нет. Он из юниоров сразу перешел в профессионалы. Но я видел этого парня почти каждый день. Он очень много работал: начинал занятия за час до тренировки, а затем еще оставался. Андре не ждал, пока что-то произойдет само собой. Шюррле грамотно использует свои сильные стороны, играет очень просто и быстро.

За лицензией — в Украину

— Как дела у вашего «Майнца-2»?

— Мы играем в региональной любительской лиге. В нашей зоне много других вторых команд клубов бундеслиги. Есть также команды, которые раньше играли в бундеслиге, но сейчас опустились в региональную лигу. Это дивизион для тех пацанов, которые выходят из юниорского возраста и готовятся к профессиональной карьере. В том году мы финишировали на пятом месте. Сейчас тоже идем среди лидеров, несколько туров даже занимали первое место.

— В случае победы в региональной лиге вы получите право сменить любительский статус на профессиональный?

— Да. Только для этого основная команда должна играть в первой бундеслиге. Сейчас в третьей профессиональной лиге играют вторые команды «Баварии», «Вердера», «Штутгарта». С другой стороны, я сам не могу работать с профессиональными командами: у меня нет тренерской лицензии Pro. В этом году ее получить уже не успею, надо планировать на следующий год. В Германии курсы для получения лицензии Pro длятся десять месяцев. Очень трудно совмещать учебу с тренерской деятельностью. В прошлом году из-за этого пять тренеров «полетело»: с понедельника по четверг они были на занятиях в Кёльне, на выходные возвращались в команду, не зная, в каком она состоянии. Поэтому, может, попробую получить лицензию в Украине. Делать ее надо обязательно, потому что за последние пять лет я набрался хорошего опыта. Это видно по успехам «Майнца-2». К тому же я еще в таком состоянии, что могу сам кое-что показать на футбольном поле. Это всегда легче: ребята быстрее схватывают те моменты, которые тренер показывает им на своем примере.

Встретились с «казахом» Шторком, поговорили…

— У вас уже есть на примете места работы после получения лицензии Pro?

— Нет. Со мной в «Майнце» ежегодно продлевают контракт. Правда, я хочу подписать соглашение хотя бы на два года, но в клубе каждый раз находят какие-то отговорки. Для меня главная задача — готовить ребят для первой команды. Недавно еще одного 18-летнего парня забрали в основную команду (Адриано Гримальди. — Прим. авт.). Он вышел на последние полчаса домашнего матча с «Гертой» и решил его исход.

— Сборную Казахстана сейчас тренирует немецкий специалист Бернд Шторк. Вы с ним знакомы?

— Я с ним встретился один раз в прошлом году на матче «Хоффенхайма». Мы коротко поговорили. Шторка я помню, когда он был в «Герте» вторым тренером у Ребера.

«Помню и Ваху, и Грека…»

— Как складывается карьера вашего сына Романа?

— Он перешел в «Боруссию» из Менхенгладбаха, сыграл уже несколько матчей. Переход в новый клуб стал для него очень серьезным решением, в которое я не вмешивался. Для меня главное, чтобы Ромка сам научился принимать решения и нести за них ответственность. Думаю, что переход в «Боруссию» станет для него хорошим толчком в карьере. Когда Рома ушел из «Майнца», в клубе был большой скандал. Меня обвинили в том, что я подтолкнул сына к уходу. Но это не так. Правда, Рома представлял, что в новой команде ему будет намного проще. Кстати, сегодня (разговор состоялся 24 сентября. — Прим. авт.) он подъедет из Гладбаха домой поздравить своего младшего брата Данилу с днем рождения. Ему исполнится 15 лет, он играет в юниорской команде.

— Вы родились в Киргизии, играли в различных клубах России и Украины. Почему после распада СССР решили выступать за сборную Казахстана?

— Сезон 1988 года я начинал в днепропетровском «Днепре», после чего ушел в симферопольскую «Таврию». Команда выполнила задачу, и я решил вернуться в Казахстан. Там меня знали, да и до родной Киргизии было недалеко. К тому же моя жена заканчивала в Казахстане институт физкультуры. В 1985-м, в первый год пребывания в «Кайрате», я очень многому научился у ребят из основной команды. Во время сдачи экзаменов на лицензию А я вспомнил один из случаев кайратовской поры. Ваха Масудов, когда играл с Греком (нападающий Евстафий Пехлеваниди. — Прим. авт.), всегда делал так: первое движение было для защитников, а второе — для Грека. Я это показал, и мне сразу поставили хорошую отметку. Сейчас на меня бочку катят, говорят, что я работаю по советским методикам. А потом ребята уходят в другие клубы, и там их готовят точно так же. Методики-то одинаковые. Все зависит от того, сможешь ли ты что-то показать на поле за 90 минут или нет. Но у меня есть свои программы, поэтому пацаны быстро набирают силу.

Сборная Казахстана: быстрое расставание

— За сборную Казахстана вы сыграли два матча — в отборочном турнире Кубка Азии летом 1996 года. Какие от них остались воспоминания?

— Помню, что в Алматы с Катаром забили быстрый гол (Максим Низовцев на седьмой минуте. — Прим. авт.), а потом на последних минутах отбились сзади (сборная Казахстана победила со счетом 1:0. — Прим. авт.). В Сирии почему-то нельзя было играть в шипованных бутсах. Там у них какие-то свои законы. Пришлось играть в обуви запасного футболиста (наша команда уступила 0:2. — Прим. авт.).

— Почему после этих матчей в сборную больше не вызывали?

— В сборной я играл летом, когда у меня был отпуск. Вернулся в Германию, начались сборы. К тому же я был не в том возрасте, чтобы летать по шесть часов. Пусть ныне люди летают из Германии в Америку и обратно, но сейчас все по-другому налажено.

«Кайрату» не хватило «дыхалки»

— Чего не хватило «Кайрату» в 1989 году, чтобы сразу вернуться в высшую лигу?

— Весь расклад я не помню. Наверное, «дыхалки» под конец не хватило.

— В чем причина резкого падения на следующий год?

— Тогда из команды много народу ушло, а на создание нового коллектива необходимо время. Первым делом ребята должны научиться обороняться. Без защиты можно выиграть 2-3 матча, но окончательной цели не достигнешь. А когда есть результат, у ребят появляется уверенность, они начинают играть в футбол.

— Первая советская лига — соревнование специфическое. В Германии сталкивались с тем, когда исход матча решался за пределами поля?

— Не помню такого. В Германии нет понятия сдачи матча. Тренер может, к примеру, выпустить второй состав, если матч для его команды ничего не решает в турнирном плане. Нагрузка на игроков большая, можно дать отдохнуть некоторым футболистам. Случается, судьи допускают ошибки. Но я стараюсь на этом не заострять внимание, потому что это только отнимает силы и время. Своих ребят настраиваю, чтобы они судью не трогали. У них есть свои задачи, которые они должны выполнять на поле.

В Германии тоже «убивают»

— Было такое, чтобы вашу команду «убивали»?

— В прошлом году пару раз «убили» на выезде. За это я им дома ответил. Нашу лигу судят молодые ребята, которые раньше сами не играли. Они не чувствуют игру, учатся судить по видеокассетам. Какой может быть разговор, если в Германии футбол судят зубные врачи и пианисты?

— Наступает пора решающих матчей за выход на чемпионат мира-2010. Можете дать свой прогноз на исход ключевого матча сборных России и Германии в Москве?

— Перед любой игрой шансы обеих команд одинаковы, все решается на поле: кто выберет оптимальную тактику, в каком состоянии подойдут к матчу лидеры. Многое зависит от психологической готовности. Сейчас в Германии много говорят о том, что придется играть на искусственном поле, даже тренировки сборная будет проводить на синтетическом газоне. Но я могу сравнить эти поляны: в Москве поле мягче нашего. Еще в Германии уже рассуждают на тему того, что если команда не выйдет на чемпионат мира с первого места, то в стыковых матчах ей достанется не сильный соперник.