Инвалидную коляску Храпатый обменял на олимпийскую медаль - Караван
  • $ 490.84
  • 536.88
+13 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Инвалидную коляску Храпатый обменял на олимпийскую медаль

Инвалидную коляску Храпатый обменял на олимпийскую медаль

В Советском Союзе легендарному штангисту Анатолию Храпатому не было равных - громил всех подряд. В 1988 году Храпатый стал чемпионом Олимпийских игр. Спустя три года получил травму позвоночника. Врачи предрекали казахстанцу инвалидную коляску. Тогда ему было только 28. Многие поставили на Храпатом крест, а он взял и через год после курса мануальной терапии занял первое место в Кубке СССР...

  • 30 Мая 2003
  • 958
Фото - Caravan.kz

Сегодня Анатолий Храпатый позволяет себе расслабиться — выпить сто граммов и поговорить за жизнь.

Наша справка

Анатолий Храпатый. Дата рождения — 20 октября 1963 года. Место рождения — г. Атбасар, Акмолинская область. Пятикратный чемпион Европы и мира, чемпион Олимпийских игр 1988 года, серебряный призер Олимпиады 1996 года. В 1996 году был признан лучшим штангистом Азии. Женат. Воспитывает сына и дочь.

Мало кто ожидал, что и на Олимпийских играх 1996 года в Атланте у Анатолия Михайловича получится встать на пьедестал почета. Но наш штангист до конца боролся за золото и в итоге завоевал серебро! — Это же Храпатый, уважительно говорили о нем специалисты и болельщики. После ухода из большого спорта в 2000 году Храпатый возглавил сборную Казахстана по тяжелой атлетике, но затем спустя полтора года ушел.

Сейчас Анатолий Михайлович занимается строительством и живет обычной жизнью.

— Это раньше у меня все было по режиму, — рассказывает Анатолий Михайлович, — а сейчас — ненормированный рабочий день. Участвую в строительстве спортивно-оздоровительного комплекса в Астане.

— Не жалеете, что оставили пост главного тренера сборной Казахстана?

— Жизнь продолжается. Я много хотел сделать для команды, но часто наталкивался на непонимание. Такое решение было принять непросто, но я ушел.

— В советские времена вы были звездой мирового спорта и считались очень богатым человеком…

— Это не правда. Я даже «Волгу» себе не мог позволить купить. За победу на Олимпийских играх получил 12 тысяч рублей. «Волга» стоила 15 тысяч. Не хватило. С другой стороны, почти круглый год спортсмены жили на государственном обеспечении. Но мы же не являлись профессионалами. Зарплаты были небольшие, спасали премии. Например, за победу на чемпионате мира премировали в размере пяти тысяч рублей, с вычетами получалось около четырех.

— Еще с союзных времен, за вами закрепилась слава знатока икры. Говорят, вам ее килограммами покупали…

— Это все байки. Но в икре действительно разбираюсь. Жизнь заставила. Перед Кубком СССР надо было скинуть 12 килограммов (!). Это даже для опытного сгонщика немало. На все про все оставался 21 день. Врачи разработали специальную программу. Воды — только поллитра в сутки! При этом тренировался дважды в день. Вода мне снилась по ночам. Тренеры отключили воду в моем номере и даже тряпкой завязали краны, чтобы не капало… Я у них просил Пепси-Колу. Знаете, она же пенится. Нальешь немного, а вместе с пеной получается полный стакан. Поллитра «пепси» на пять-шесть стаканов растягивал, хотя тренеры уговаривали меня выпить стакан чаю. В питании тоже ограничили. Прописали икру. Вот и ел ее ежедневно. Но не килограммами, а по 150-200 граммов в день. Конечно, стал разбираться. Я ведь пить все время хотел. Мне было достаточно одного взгляда, чтобы определить малосольная эта или пересоленная икра. В общем, спецом стал. Кстати, эти 12 кило я согнал.

— В 1991 году вы решили покинуть спорт. Часто ли вспоминаете об этом периоде?

— Не часто, потому что без содрогания о нем думать не могу. Мне тогда было всего лишь двадцать восемь… Я как лава сметал на своем пути всех соперников, и тут… врачи говорят об инвалидной коляске. Думал, упал в самый низ. У меня началась дистрофия правой ноги. Нога уменьшилась на 5 см в объеме. Наступать на нее нормально не мог, потерял чувствительность… Было страшно. 10 месяцев лечился. До сих пор становится не по себе, как вспомню все эти процедуры мануальной терапии.

— В бога не стали верить после этого?

— Мой хороший приятель — настоятель Целиноградской церкви. Раньше мы близко общались. Помню, говорили, что Храпатый общался с батюшкой, и это ему помогало в жизни. Я не атеист, но и в церковь не хожу часто.

— А как вам жизнь вне спорта? Наверное, многое себе можете позволить?

— Мне уже скоро стукнет сорок и, как любой нормальный человек могу позволить себе немного выпить. Декалитрами водку не заливаю, остаюсь ясно мыслящим.

— Вы сейчас в неплохой форме. Сидите на диетах?

— Нет, бегаю по утрам три раза в неделю по 5 километров. Удивительно, но раньше особо бегать не любил. А сейчас с нетерпением жду «беговых» дней. Представьте себе: утро, свежий воздух… Огромное удовольствие получаю. Когда занимался большим спортом, тренеры нам не разрешали в футбол играть. Это же травматичный вид спорта. Запросто можно ногу подвернуть или еще что-нибудь. Зато сейчас играю в футбол дважды в неделю. Это настолько захватывающе! Особенно когда забиваешь голы. Эмоции, конечно, не такие, как после победы, например, на чемпионате Европы. Но это мои маленькие победы.

— Вы, насколько известно живете в обычной трехкомнатной квартире. Сейчас это вроде как не престижно.

— Эту квартиру я еще в 1985 году получил. За победу на чемпионате мира. Меня она устраивает. Это очень уютная квартира. Ко мне часто домой приходят гости и говорят, что чувствуют в этой квартире комфортно. Аура там хорошая.

— У вас много друзей?

— Друзей много не бывает. Кстати, хоть я и спортсмен, но большинство моих знакомых к спорту не имеют отношения. И еще. Мне не нравится, когда меня приглашают только из-за того, что я Храпатый. Стараюсь таких приглашений вежливо избегать. Лучше пойду к старому другу в однокомнатную квартиру, чем в фешенебельный ресторан.

— Кто для вас самые близкие люди?

— Моя мать и жена. Во многом благодаря их поддержке и тренера — Стерликова Александра Алексеевича, мне удалось победить болезнь… С женой познакомился в 16 лет. Она училась в медицинском училище, я — в техникуме механизации и сельского хозяйства. В Атбасаре, где я родился, этот техникум считался преуспевающим учебным заведением. Поженились мы в 1984 году. Я 250 дней в году находился на сборах и соревнованиях. Виделись редко, зато писали друг другу часто. Мы до сих пор храним свои письма. В них столько тепла, любви… Придет время покажем своим детям. Пусть почитают. Ведь там наша жизнь.

— Чем занимаются ваши дети?

— Сын — Андрей, кстати, его назвали в честь моего деда, брата и дяди. У нас целая династия — «Андреев Храпатых». Ему 18 лет. Учится в нашем Евразийском университете имени Гумилева. Оканчивает первый курс. Факультет — финансы и кредит. Он мне говорит: Пап, ты в нашем роду первый спортсмен, а я буду первым финансистом. Дочери Марине 14 лет. Пока неясно чему отдаст свое предпочтение. Надеюсь, что внуку достанутся мои спортивные гены. Приятно осознавать, что фамилия Храпатый когда-нибудь блеснет на мировых спортивных аренах.