Александр Бузик: "Успех готовится на тренировках" - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+13 °C
Алматы
2024 Год
7 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Александр Бузик: "Успех готовится на тренировках"

Александр Бузик: "Успех готовится на тренировках"

Пресс-служба хоккейного клуба "Казцинк-Торпедо"

  • 10 Апреля 2003
  • 2665
Фото - Caravan.kz

Сегодня Александр Бузик — тренер команды «Казцинк-Торпедо». Ему всего 38 лет. Главный тренер — Николай Мышагин считает его своей правой рукой. А игроки, многие из которых не намного младше его — своим наставником.

Тренером Александр Бузик стал в 20 лет. В 1985 году перед ним, как перед одним из самых успешных хоккеистов усть-каменогорского «Торпедо», открывались огромные перспективы — он вошел в юношескую сборную Советского Союза и команду мастеров.

…Спортивная судьба превратна. Во время одной из игр шайба, отлетевшая с бешеной скоростью от клюшки, нанесла тяжелую травму и, казалось, не оставила надежды на продолжение спортивной карьеры. Но вне хоккея Александр себя не представлял, и сдаваться не захотел, после лечения пришел в спортивную школу, воспитавшую его, и сам стал учить мальчишек основам хоккейного мастерства.

Как множество мальчишек в Усть-Каменогорске, Александр Бузик с детства был влюблен в хоккей. Огромная популярность этого вида спорта в городе, слава любимых выдающихся игроков, восторг болельщиков, зрелищность, азарт, красота происходящего на льду, как магнитом, притягивали к себе. Это потом, уже на тренировках, приходит понимание, какой это тяжелый труд, сколько энергии и сил он забирает. Но желание самому быть причастным к чуду хоккея, называться «торпедовцем», побеждает все.

Александр Бузик: — Мне, наверное, было лет 7-8, когда мы всем двором, а жили тогда рядом с Дворцом спорта, собрались и пошли записываться на хоккей. Все попали в одну группу, и первым тренером у нас был знаменитый Валерий Николаевич Шалыгин. Имя его хорошо знают в городе. Он возглавлял детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва, затем, в начале 90-х, был президентом клуба «Алтай-Торпедо». А в то время Валерий Николаевич учил мальчишек азам спортивного мастерства, воспитывал характер, командный дух «Торпедо», безгранично любя сам, прививал и нам любовь к хоккею. Валерий Николаевич поставил на профессиональный уровень усть-каменогорский детский хоккей, организовал спецклассы для юных спортсменов.

Раньше мальчишки учились в простых школах, где программа не учитывала время повседневных тренировок, частые поездки на соревнования и сборы. С утра — тренировка, после уроков — опять. Поучаствовал в турнире, пропустил занятия — и пыхти, догоняй сам, как можешь, иначе — жди наказания тренера. В спортивных же классах программа составлялась с учетом графика тренера, обязательны были дополнительные занятия по всем предметам. Надо сказать, что с этого года сразу начались более весомые стабильные успехи детских и юношеских команд. Мне повезло: я попал в самый первый специализированный класс.

Спорт сам по себе предусматривает состязательность, сочетает в себе дух коллективизма и здорового соперничества. В спортивной борьбе обязательно есть победители и побежденные. «Торпедовская» школа ежегодно набирала одну-две команды, в каждой из которых было до 40 мальчишек. Не все выдерживали, и только самые одаренные и трудоспособные достигали успеха. Из возрастной группы 1965 года рождения только Алексей Грищенко, Алексей Межебицкий и Александр Бузик попали в юношескую сборную страны.

А.Б Так уж случилось, что в 20 лет я закончил выступление и стал детским тренером. Сначала помогал Николаю Ивановичу Мышагину воспитывать хоккеистов 1976 года рождения, а параллельно самостоятельно набрал малышей, которых совсем недавно выпустил. Для меня с переходом на тренерскую работу началась новая жизнь. Просто я тогда молодой был, не сразу понял это.

Когда ты — игрок — отвечаешь в основном за себя, а когда ты растишь и учишь мальчишек, ответственность возрастает многократно. Повезло, что наставник у меня был хороший — Николай Иванович, да и все детские тренеры были исключительные. Не зря же во всем мире знают усть-каменогорскую хоккейную школу!

Детский хоккей — своеобразный.

Это уже взрослые становятся более расчетливыми, приспособленными какими-то, а мальчишки просто беззаветно любят и преданы безгранично. И каждый из них хорош. Наверное, самое главное для тренера — терпение. Чтобы разглядеть в каждом изюминку, помочь развить его таланты, научить основам техники катания, владения клюшкой. Научить быть сильным, ловким, смелым и не просто быть уверенными в своих силах, но и способным в ответственный момент собрать их в кулак. И хорошо, что есть сильные и слабые, которые стремятся стать сильными. Нужно трудиться и ждать. Только терпение и трудолюбие может отточить и высветить все грани одаренности каждого подрастающего хоккеиста.

А.Б. Даже если видишь, что нет у кого-то особого дара, все равно занимаешься с ним, ведь нельзя же ребенка лишать мечты. Кстати, такие часто бывают упорными и целеустремленными и своей трудоспособностью добиваются успеха. Одаренных детей много, но не каждый правильно может распорядиться своими возможностями.

Талантливые люди редко бывают с простым, покладистым характером. Одаренные всегда где-то капризные, даже немного ленивые. Мальчишкам иногда и неохота на тренировки ходить, хочется увильнуть — так много таких важных и интересных дел: кино, игры, туристические поездки, дискотеки. Но спорт очень ревниво относится к прочим увлечениям. Не найдешь в себе силы отказаться — все: ты не состоишься как спортсмен.

Приходится себя переламывать, а это дисциплинирует, воспитывает, закаляет. И все на свои места ставит любовь к хоккею. Если человек фанатично предан, то тогда легче преодолеваются препятствия и трудности, вырабатывается характер, появляется огромная трудоспособность. И тренеру тогда легко работать.

Хоккей — это захватывающий спектакль, в котором каждый игрок становится соавтором. И каждый должен с блеском исполнить свою сольную партию. Обычно профессию себе человек выбирает в сознательном возрасте, ближе к окончанию школы. Но спортсмен свою стезю определяет в раннем возрасте. Если ты с детства не увлекся, не посвятил себя полностью выбранному делу, то, даже учась в младших классах школы, начинать уже будет поздно.

Если для воспитания маленьких нужно терпение, то в работе с мастерами, терпения требуется в несколько раз больше. Тренер должен обладать абсолютным доверием игроков, уметь правильно подойти, сказать, потребовать, где надо, убедить, доказать. Ведь практически каждый игрок считает себя «звездой», и, надо сказать, обоснованно (не зря же он играет в «Казцинк-Торпедо», где собираются самые лучшие воспитанники школы), мастером своего дела. А тренер всех объединяет, создает единый сплоченный коллектив

А.Б.Тренер заранее раскладывает весь год по полочкам. Учитывает предсезонные сборы, соревнования, график игр. Продумывает и находит тактический рисунок игры команды, разрабатывает тактику. Под этот рисунок и подбираются все упражнения в тройках, парах. Буквально каждая тренировка планируется, ставятся определенные задачи. В детском и юношеском хоккее идет наработка техники — это основа основ — умение вести шайбу, принимать, делать передачу, бросать по воротам. В детстве шлифуются индивидуальные данные, отрабатываются командные действия. Взрослого человека этому научить уже невозможно. Команда мастеров больше работает над тактическими упражнениями, комбинационными заготовками. На тренировках все приемы доводятся до автоматизма, чтобы реакция появлялась буквально на рефлекторном уровне. Во время игры некогда задумываться, как провести тот или иной технический прием. Его делают с легкостью и быстротой, оплаченной изнурительными многочасовыми тренировками. И чем молниеносней и эффектней это происходит, тем красивее и зрелищнее получается игра.

Наша школа всегда отличалась красивой комбинационной искрометной игрой в нападении. Всегда команда стремилась как можно больше забивать шайб. Много было хороших, известных всему хоккейному миру, нападающих. Воспитала школа и хороших защитников, вратарей, но нападение всегда преобладало. В мировом хоккее сейчас моду задают чехи, у них весь мир перенимает оборонительную рациональную тактику. Они не стремятся как можно больше забивать, для них главное — победа, пусть даже с разницей в одну шайбу. Мы тоже стараемся идти в ногу со временем, работаем над укреплением обороны. Чтобы самим совершить минимум ошибок. То, что создает на поле соперник — это игра, главное — не помочь ему своими руками. Тренер и игрок, это — как бы две разные стороны хоккея. Игрок на поле может выплеснуть свои эмоции, от его азарта, настроенности на игру зависит исход матча.

Тренер стоит за бортиком и должен сохранять, хотя бы внешне, спокойствие — ему необходима ясная голова и способность ежеминутно просчитывать сотни комбинаций. Тренер — это стержень команды. На игре тренер не может сам схватить клюшку, вырваться к воротам и забить шайбу. Зато успех матчей тренер может подготовить на тренировках.