Победа ради друга - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+17 °C
Алматы
2024 Год
7 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Победа ради друга

Победа ради друга

Серебряный призер Олимпийских игр 2000 года казахстанец Александр Винокуров во второй раз выиграл престижную многодневку Париж-Ницца и посвятил победу трагически погибшему на этой гонке другу - Андрею Кивилеву.

  • 18 Марта 2003
  • 565
Фото - Caravan.kz

После рокового падения и смерти казахстанского велосипедиста Андрея Кивилева, о котором наша газета подробно рассказывала, Александр Винокуров хотел сойти с гонки. Он был в шоке и не мог заставить себя продолжать бороться. Саша звонил в Казахстан, делился своими планами. Он не знал, как поступить, ему было тяжело принять окончательное решение… Родные, близкие, знакомые поддержали Сашу и убедили его продолжать гонку. В интервью казахстанским журналистам Винокуров пообещал выиграть хотя бы один этап гонки Париж-Ницца и посвятить свою победу Андрею Кивилеву.

— Я знаю, Андрей хотел победить на этапе в Мон Фароне и во всей гонке Париж-Ницца, — говорил Винокуров. — После его гибели это должен был сделать я. Ради него, ради его семьи, ради его маленького мальчика.

Саше удалось сделать практически невозможное. Он победил во всей гонке, в которой выступали такие суперзвезды, как Ришар Виранк, Джильберто Симони, Лоран Брошар и многие другие. Всего более 150 велосипедистов. Он выиграл гонку ради друга. Причем сделал это во второй год подряд. Но нынешняя победа ни в какое сравнение не идет с прошлогодним успехом. Тогда один из лидеров немецкого «Телекома» сделал свое дело профессионально, качественно и занял первое место. Это было почетно, престижно, Вини заставил вновь заговорить о себе, но…

— Сегодня у меня было больше желания победить, чем в прошлом году, — рассказывал нам по телефону из Франции Александр Винокуров. — Андрей Кивилев погиб. Его силы теперь со мной. Андрей был мне больше, чем друг. Я его знал с 1986 года. Вместе с Андреем мы выступали в национальной сборной Казахстана. Вместе начали профессиональную карьеру, вместе жили в одной квартире во Франции, в Сент-Этьене.

Победу в гонке Париж-Ницца Александр Винокуров обеспечил себе на пятом этапе. Это был самый тяжелый горный этап протяженностью 152,5 километра. Для Винокурова он был тяжелым вдвойне.

За 1,7 километра до финиша — вершины Мон Фарона — казахстанец резко взвинтил темп. На колесо успел «сесть» итальянец Ребеллин из «Геролштейнер». За ними устремилась группа примерно из 15 человек. Вини и Ребеллин стремительно приближались к маячившим впереди французам Сэнди Казару из «Эф Ди Юикс» и Лорану Брошару из «Превоянса». Наш гонщик достал Казара и сразу же обошел его. Впереди — только Брошар. Новая атака. Винокуров обошел Брошара. Но Ребеллин — по-прежнему на колесе.

До финиша остался последний километр. Казахстанец поднялся из седла и стоя, танцуя на педалях, пошел на штурм последнего подъема. Ребеллина хватило на 500 метров. Саша финишировал в гордом одиночестве с поднятыми к небу руками. Все поняли этот жест. Он предназначался другу, Андрею Кивилеву.

Этот успех на пятом этапе дал Винокурову в общем зачете преимущество в 43 секунды даже над ближайшим преследователем. На двух заключительных этапах — в субботу и воскресенье — он сохранил желтую майку лидера и во второй раз выиграл многодневку Париж — Ницца.

— Каким запомнился вам Андрей?

— В любой компании он быстро становился своим человеком. Никому не давал грустить, всегда поддерживал разговор… А на гонках был готов к бою, рвался вперед…. Любил шутки, розыгрыши. Все время рассказывал какие-то истории. Он даже перед финишом, где совсем не до шуток, старался разрядить обстановку. Когда были помоложе, мы любили пошуметь, погулять… И это после того, как проедем 150-200 километров. Помню, собирались в холле гостиницы, ставили громко музыку, а администраторы нас потом гоняли…Меня он называл Вини, а я его Киви…

— Так получилось, что популярность в Казахстане Кивилев приобрел только после триумфа летом 2001 года на «Тур де Франс»…

— В Европе репутация элитного гонщика за ним закрепилась в конце 90-х годов. Он был не слабее, чем я. Может быть, раньше ему немножко не хватало активности. Он был всегда рядом, возле победы, но затем он выиграл одну гонку, потом вторую… Он погиб в рассвете сил. В Европе нас гонщиков из Казахстана немного. Мы все, как одна семья. Почти ежедневно созванивались, делились проблемами, радостями… Даже не верится, что он ушел. Тяжело за его семью — жену Наталью, сына Леонарда, родителей, за всех друзей и болельщиков Казахстана…

— Предвещало ли что-то трагедию до старта того, злосчастного, второго этапа гонки Париж-Ницца?

— Нет, все было нормально. Как всегда. А вот во время первого этапа меня удивило то, что я его не видел долго. Обычно Киви всегда впереди в группе отрыва. А тут мне показалось странным, уже проехали 150 километров, и только под конец он появился. Он ехал в майке с длинным рукавом. На мой вопрос: Почему тебя не было впереди? Он ответил вопросом: А что там впереди так рано делать?

После смерти Андрея разговаривал с гонщиками «Кофидиса». Они говорят, что ничего странного не заметили. Утром всей командой, как обычно, покушали. Но он все равно должен был чувствовать. Они, наверное, не заметили…

— Саша, а что на твой взгляд, было главным для Андрея Кивилева?

— Его семья. Он начал строить себе дом и все его мысли, планы были связаны с сыном, семьей, домом. И все это оборвалось в один момент.

P.S. Вчера в Сент-Этьене хоронили казахстанского велогонщика Андрея Кивилева. С Андреем простились более тысячи человек. В католическом соборе с 10 до 14.30 по местному времени проходило отпевание. Затем гроб с телом Андрея Кивилева был помещен на городской площади. Пусть земля будет тебе пухом, Андрей.