К 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии - политолог Закир Усманов - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
К 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии - политолог Закир Усманов

К 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии - политолог Закир Усманов

Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны, заявил Президент Казахстана в Послании. Напомню, с программным документом к казахстанцам Касым-Жомарт Токаев обратился в сентября 2023 года. Глава государства поручил решить ключевые проблемы отрасли. На каких направлениях Правительство республики сконцентрировало работу? Какие уже имеются результаты? Своё мнение выразил эксперт узбекского ННИЦ "Билим карвони" Закир Усманов.

  • 9 Августа
  • 84
Фото - Caravan.kz

— Закир Каримович, Касым-Жомарт Токаев в Послании народу заявил, что Казахстан находится на перекрёстке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. И это серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому моменту.

— Президент Токаев на саммите ШОС в Астане говорил о перспективах эффективного использования транзитно-транспортных возможностей Казахстана, обратил внимание на стратегическую значимость создания современной транспортной инфраструктуры и новых конкурентных маршрутов, он предложил создать сеть крупных стратегических портов и логистических центров. Казахстан находится в центре Евразии, на пересечении транспортно-логистических дорог относительно Севера и Юга, Запада и Востока. Такую возможность отражают итоги 22-23 годов, по ним можно видеть взрывной рост внешнеторгового оборота Казахстана – более чем до 140 млрд долларов по сравнению с 2021 годом. Экспорт в 2023 году вырос до 78,7 млрд долларов, а импорт – до 61,1 млрд долларов. Всё это требует интенсивного развития транспортно-логистической системы страны, увеличения её пропускных мощностей.

Текущие тенденции показывают, что к 2030 году Казахстан способен стать ведущим транзитным хабом Центральной Азии и обеспечить активное развитие своего транспортно-логистического комплекса. Этому, безусловно, способствует актуальная «Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года». В 24-26 годах ожидается появление современных торгово-логистических хабов вблизи границ на ключевых направлениях торговых потоков. На границе с Китаем откроется комплекс «Хоргосский узел», с Россией – центр трансграничной торговли «Евразия», с Кыргызстаном – индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК), с Узбекистаном – контейнерный хаб «Каспийский узел», а также международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия». Реализация данных проектов будет способствовать трансформации Казахстана в полноценный транспортно-логистический «хаб» всей Центральной Азии.

Здесь особо важное значение имеет транспортный коридор Китай-Казахстан-Европа. Этот маршрут охватывает значительное пространство и простирается на протяжении примерно 10 000 километров, пронизывая такие города, как Алматы и Астана. Коридор открывает для Казахстана возможность непосредственного общения и торговли с Китаем, а также обеспечивает прочные связи с европейскими государствами. Этот транспортный маршрут играет ключевую роль в укреплении экономических связей между странами и в развитии торговли и инвестиций. Благодаря коридору Китай-Казахстан-Европа, потоки товаров и услуг могут двигаться через Казахстан, обеспечивая эффективный обмен между странами на всех этапах пути. Этот коридор стал главной артерией для доставки китайских товаров в Европу и наоборот. Значение Китай-Казахстан-Европа простирается далеко за пределы транспортного потока. Он также является средством для развития логистической инфраструктуры и создания множества возможностей для совместного ведения бизнеса и инвестиций.

— Для того, чтобы превратить транспортно-логистическую отрасль в один из локомотивов экономического развития Казахстана, в стране необходимо реализовать ряд крупных железнодорожных проектов. На этом Глава нашего государства также акцентировал внимание в Послании народу. Как, по Вашему мнению, реализуется задача, поставленная Президентом?

— Железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в экономике Казахстана, обеспечивая половину всего грузооборота и перевозку большей части экспортных и транзитных грузов. За последние 6 лет среднегодовой прирост транзитных перевозок железнодорожным транспортом составил 14,2%. В период пандемии не было отмечено критичного спада, что обеспечило среднегодовую динамику прироста на уровне 11,9% за последние 3 года. Более чем 90,0% транзитных перевозок приходиться на ж/д транспорт, по итогам 2020 года, по ж/д перевезено 9,4 млн. тонн грузов. Основными перевозимыми грузами являются уголь, железная руда, зерно и нефтепродукты (58% от общего объёма) наряду с массивными грузами, необработанным сырьем и полуфабрикатами, генерируемыми крупными предприятиями горно-металлургического, нефтехимического и аграрного секторов.

Ключевые экспортные направления казахстанской продукции – Россия, (включая транзит через российские морские порты Балтийского и Чёрного моря), страны Европы, КНР и Центральная Азия. Благодаря наличию портовой инфраструктуры и морских линейных сервисов активно развивается ТМТМ. По данным казахстанского Правительства, пропускные и инфраструктурные мощности достигли своего пика, в связи с чем было принято решение о реализации ряда инфраструктурных проектов в железнодорожной отрасли. Кроме, того, в отрасли железнодорожного транспорта Казахстана, наблюдается высокий уровень износа, недостаточная развитость железнодорожной инфраструктуры, а также дефицит вагонного парка. По мнению специалистов, до 2030 года возможно выбытие 14,3 тысяч вагонов, наблюдается дефицит вагонов в сезоны пиковой нагрузки.

В связи с ростом объёма транзитных контейнерных перевозок в стране в 4,4 раза за пять лет (основной прирост обусловлен увеличением транзита в направлении "КНР – ЕС – КНР", а также "КНР – ЦА – КНР", "Россия – ЦА – Россия" и ТМТМ) Правительство Казахстана начало реализацию ряда крупных инфраструктурных проектов в железнодорожной отрасли, которые позволят значительно нарастить пропускные мощности, в том числе, строительство линий Достык-Мойынты, Бахты-Аягоз, Дарбаза-Мактаарал и обводной дороги вокруг Алматы. Стоимость одного из крупнейших проектов — строительство 836 км железной дороги на участке Достык-Мойынты превышает $1 млрд. Проект позволит увеличить пропускную способность участка в пять раз – с 12 до 60 пар поездов, а также полностью снимет вопросы перевозок казахстанских экспортеров в этом направлении. В течение трёх лет Казахстан планирует построить 1285 км путей, что позволит увеличить грузопоток и повысить экспортный потенциал страны.

— Важную роль в укреплении транзитного потенциала призван сыграть Транскаспийский маршрут. Какие Вы можете назвать значимые результаты реализации проекта и какие видите перспективы?

— Особенно значимое значение Транскаспийский маршрут имеет для Казахстана, который является крупным производителем и экспортёром энергоносителей. Благодаря этому маршруту, Казахстан получает возможность диверсифицировать свои экспортные рынки и находить новых партнёров для сотрудничества. Это в свою очередь способствует экономическому развитию страны и укреплению её позиции на мировой арене. Проходя через Казахстан, Транскаспийский маршрут обеспечивает доступ к транспортным путям в Европу, что открывает новые возможности для импорта товаров и технологий. Казахстан может получать современное оборудование и передовые технологии из Европы, что способствует развитию его промышленных отраслей и повышению их конкурентоспособности на рынке.

Транскаспийский маршрут соединяет Казахстан с Грузией и Азербайджаном, обеспечивая доступ к Каспийскому морю и дальнейшим транспортным путям в Европу. Этот маршрут открывает новые перспективы для экспорта и импорта товаров, особенно энергоносителей, через Казахстан. Транскаспийский маршрут представляет собой многоуровневую систему транспортных путей, которая охватывает различные виды транспорта, включая железнодорожную, автомобильную и морскую инфраструктуру. Он соединяет в себе различные регионы и страны, обеспечивая гладкую и эффективную транспортную связь. Сотрудничество между Казахстаном, Грузией и Азербайджаном в рамках Транскаспийского маршрута имеет важное значение не только с экономической, но и с политической точки зрения. Одним из основных вызовов, стоящих перед этим транспортным коридором, является обеспечение его эффективной работы и безопасности. Необходимо поддерживать и совершенствовать инфраструктуру, создавать комплексные меры по защите от угроз и обеспечивать согласованность в законодательстве и таможенных процедурах. Только таким образом удастся полностью реализовать потенциал Транскаспийского маршрута и достичь максимальных результатов. Также, можно прогнозировать появление новых логистических продуктов и переориентации транзитных грузопотоков Евразии на трансказахстанские маршруты. Анонсированы меры по увеличению пропускной способности портов Актау и Курык, создание «контейнерного хаба» на Каспийском море, необходимо будет устранять «узкие» места в ТМТМ в рамках дорожных карт с Азербайджаном, Турцией и Грузией.              

— Какую роль играет РК в развитии этого транспортного коридора?

— Анализ показывает, что основной объём перевозок транзитных грузов через Казахстан, приходится на страны Центральной Азии 7,7 млн. тонн, страны Восточной Европы более 2,2 млн. тонн, страны Западной Европы 0,85 млн. тонн и страны Азии 0,8 млн. тонн. В 2023 году количество заявок на перевозки в страну увеличилось по сравнению с прошлым годом на 49%. Спрос растёт как на доставку грузов из России и Китая, так и из европейских стран. Доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана составляет порядка 30%. В Европу преимущественно экспортируют нефть, газ, металлы, постепенно увеличиваются поставки сельхозпродукции. Обратно в республику импортируют лекарства, медоборудование, компьютерную технику, комплектующие для нефтегазовой отрасли.  Хотя данные показатели являются рекордными для Казахстана, потенциал Транскаспийского маршрута имеет большие неиспользованные резервы. Сегодня, можно прогнозировать появление новых логистических продуктов и переориентации транзитных грузопотоков Евразии на трансказахстанские маршруты. В связи с этим, руководством страны анонсированы меры по увеличению пропускной способности портов Актау и Курык, создание «контейнерного хаба» на Каспийском море, также, необходимо будет устранять «узкие» места в ТМТМ в рамках дорожных карт с Азербайджаном, Турцией и Грузией.  

— Как Вы, в целом, оцениваете инициативы Казахстана, направленные на развитие транспортно-логистической сферы?

— Из-за геополитической напряженности в Восточной Европе выросла актуальность использования Транскаспийского международного транспортного маршрута. Это привело к взрывному росту внешнеторгового оборота Казахстана. Особую актуальность развития транспортно-логистической системы для стран Евразии, отметил Президент Токаев на саммите ШОС в Астане. Говоря о перспективах эффективного использования транзитно-транспортных возможностей, Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на стратегическую значимость создания современной транспортной инфраструктуры и новых конкурентных маршрутов. В качестве практической меры он предложил создать партнёрскую сеть крупных стратегических портов и логистических центров «На наш взгляд, экономическая повестка ШОС должна быть сфокусирована на таких задачах, как создание благоприятных условий для увеличения взаимного товарооборота, снятие существующих торговых барьеров, запуск совместных предприятий. Общими усилиями можно было приступить к созданию базы «экономических преференций ШОС» в целях повышения инвестиционной привлекательности нашей Организации», — подчеркнул казахстанский лидер, призвав к созданию современной транспортной инфраструктуры, а также новых конкурентных маршрутов.

— В Казахстане восстановили Министерство транспорта. На Ваш взгляд, повысит ли это эффективность управляемости отраслью?

— В настоящий момент в Казахстане утверждена Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года, в данной концепции обозначены ряд проблем, которые является общими для отдельных отраслей транспорта и носит межотраслевой характер. Образование Министерство транспорта, является путём к комплексному подходу по решению проблем и интегрированному развитию отдельных отраслей транспорта в рамках единой транспортно-логистической системы. Исходя из этого необходимо понимать, что решение данных проблем требует централизованного управления и комплексного подхода в решении задач и проблем данной отрасли, которые включают в себя:

— недостаточную развитость трансграничных хабов и терминальной сети для привлечения дополнительных объёмов транзита и обеспечения беспрерывной мультимодальной транспортировки;

—  недостаточную пропускную способность международных транзитно-транспортных коридоров, транспортных узлов, логистических терминалов и пунктов пропуска;

— недостаточную обеспеченность и высокий уровень износа парка транспортных средств, включая грузовой автомобильный, железнодорожный, морской и воздушный транспорт;

— наличие нефизических барьеров в международном транспортном сообщении, в том числе длительный и сложный цикл таможенного администрирования, процесса мультимодальных перевозок грузов в международном сообщении;

— пробелы в законодательном обеспечении перевозочной деятельности;

— недостаточную развитость транспортно-логистического сервиса современного уровня;

— недостаточный уровень развитости "мягкой инфраструктуры", цифровизации и автоматизации для управления мультимодальными перевозками, обмена данными и документами между участниками перевозочного процесса.

Как можно видеть, это только часть всех обозначенных проблем, и данные задачи можно решать только в условиях координации государства и частного бизнеса.

— Президент заявил: «Казахстан должен усилить свои позиции в качестве узлового транзитного хаба в Евразии и стать со временем полноценной транспортно-логистической державой». Насколько это амбициозная цель и какой срок может потребоваться РК для того, чтобы её реализовать?

— О том, что Казахстан намерен стать полноценным транспортным хабом в Центральной Азии и Каспийском регионе — заявил Президент Касым-Жомарт Токаев. И 2022 год стал для РК прорывным, после того как логистические маршруты из Азии в Европу перестроились, республика получила возможность стать транзитным хабом Евразии. Казахстан предложил альтернативный маршрут по направлению Китай — Европа (через порты Каспийского моря в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу). Государство взялось за развитие трассы, ведущей к Каспийскому морю, портов и соответствующей инфраструктуры. Объём перевозки грузов по ТМТМ за 2022 год вырос в 2,5 раза и составил 1,5 млн тонн. Внешнеторговый оборот страны увеличился на 132% и составил 134,4 млрд долларов. Западные санкции против России и Беларуси привели к резкому росту логистического рынка республики и усилению конкуренции на нём, в 2022 году грузоотправители искали новые рынки сбыта и партнёров, а перевозчики осваивали новые маршруты.

Роль РК в построении новых транспортно-логистических цепочек в Евразии повлияла на увеличение грузопотока из Казахстана в Беларусь, Польшу, Германию и Узбекистан. Казахстан наряду с Турцией стал главным перевалочным пунктом для доставки европейских товаров в Россию. Переключение грузоперевозок на новые маршруты требует дополнительного времени и инвестиций в расширение пропускной способности маршрутов и приобретение дополнительных транспортных средств. В 2023 году количество заявок на перевозки в страну увеличилось по сравнению с прошлым годом на 49%, спрос растёт как на доставку грузов из России и Китая, так и из европейских стран. Стоит отметить, достаточно большую долю ЕС, во внешнеторговом обороте Казахстана, которая составляет 30%. В Европу Казахстан преимущественно экспортирует нефть, газ, металлы, постепенно увеличиваются поставки сельхозпродукции, основу импорта в республику составляют лекарства, медоборудование, компьютерная техника, комплектующие для нефтегазовой отрасли. По оценкам аналитиков, в мировом рейтинге конкурентоспособности по показателю «Инфраструктура» Казахстан в прошлом году занял 46 место. И интенсивное развитие транспортно-логистического потенциала, доступных, эффективных и безопасных услуг может помочь республике к 2030 году войти в число региональных лидеров в сфере транспорта и логистики.