Так проще "пилить": почему деньги казахстанцев вряд ли будут идти на развитие Национальных парков - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+3 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Так проще "пилить": почему деньги казахстанцев вряд ли будут идти на развитие Национальных парков

Так проще "пилить": почему деньги казахстанцев вряд ли будут идти на развитие Национальных парков

Насколько правильно нацпарки сумеют распорядиться данью, собранной с туристов?

  • 7 Августа
  • 10431
Фото - Caravan.kz

Из Налогового кодекса исключили норму по взиманию платы за посещение туристами национальных парков, заповедников и прочих особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ура? Рано радовались! В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Оказывается, правительство постановило, что теперь эти деньги будут уходить не в республиканский бюджет, а на счета национальных парков.

Причем расходовать средства они должны на обустройство территорий, инфраструктуры, прокладку новых маршрутов, зарплату работникам, меры безопасности. И – внимание! – автоматизацию контрольно-пропускных пунктов. Это чтобы полностью исключить оплату наличными. То есть насмерть убить коррупционную составляющую.

До этого руководство ООПТ (всего их в стране почти три десятка) жаловалось, что из-за низких зарплат люди не хотят тут работать. Дефицит кадров приводит к тому, что некому заниматься обустройством парков, контролировать территории, следить, чтобы отдыхающие не учинили пожар.

Зашел-въехал – плати!

Справедливо? Видимо, да. Но есть вопросы. В проекте приказа комитета лесного хозяйства и животного мира министерства экологии предусмотрено шесть категорий оплаты для входящих и въезжающих туристов.

Справка «Каравана»

С мопедистов, мото- и квадроциклистов будут взимать от 0,4 до одного МРП. Это 1476-3692 тенге. С легковых машин – от 0,3 до 1,5 МРП. С автобусов (в зависимости от количества пассажиров) — от двух до 13 МРП. Тут максимум – уже 47 996 тенге. Пешим гражданам вход обойдется в 0,1-0,3 МРП. То есть — от 369 до 1107 тенге.

Охранять природу и считать деньги – разные профессии. Тут другие знания нужны. Попытаемся понять, чем руководствовалось министерство и чем начальники нацпарков, когда сочиняли эти тарифы.

Дань с одного пешехода, как заметили мои коллеги из «Времени», скорее всего, входит «в услуги по санитарной очистке и благоустройству территорий для физических лиц из расчета на одного человека в день».

Вопрос: кто из работников парков на КПП и на каких основаниях станет требовать от пешего туриста не 369 тенге, а все 1107? Есть некий тайный прайс? Таблицы расчетов? А кто их утверждал? Что в них входит? Дресс-код? Выражение лица? Национальная принадлежность (были предложения сделать для иностранцев мзду за вход дороже, чем для казахстанцев)?

Турист идет на своих двоих. Да, не факт, что кто-то из этих двуногих где-то намусорит. А человек на посту – не баба Ванга, не Нострадамус – ни за что не угадает. Но именно ему, человеку на шлагбауме, решать, сколько содрать с путешественника?

Комментарий юриста Алексея Шмидта.

«А какие у этого человека для этого юридические полномочия имеются? Где и как это прописано, в каких законах? По какой шкале этот «шлагбаум» будет определять, с кого сколько взять? В любой ценовой «вилке» всегда кроется элемент коррупции. Вообще эти люди — материально ответственные лица или нет? В министерстве юстиции читали, какими полномочиями этих «охранников природы» наделили чиновники в минэкологии? По закону, все эти инициативы, связанные с оборотом денег, должны проходить несколько экспертиз, сомневаюсь, что они были. Но впереди еще парламент…»

Вопросы министрам, которые, похоже, давно не бывали в нацпарках

Министру юстиции Ескараеву Азамату Несипбаевичу: вы эти идеи-предложения минэкологии не заметили? Пропустили?

Все полномочия охранника шлагбаума и платежного терминала должны быть прописаны в трудовом договоре. Но имеет ли право рядовой работник охраны лично определять, кто из посетителей и сколько должен платить турист?

Вопрос министру финансов Такиеву Мади Токешовичу: вы тоже эти идеи-предложения не заметили? Пропустили?

Не считаете ли вы, что эти «вилки» – прямой путь обогащения охранников? Если вспомнить таблицу умножения, получается, что туристам дешевле целой бандой въехать на территорию ООПТ на машине или автобусе, чем переться пешком вверх мелкими группами в тот же Иле-Алатауский парк?

Вопрос министру экологии Нысанбаеву Ерлану Нуралиевичу: сможете ли вы отследить, куда и как будут направлены деньги, собранные с туристов? Есть какие-то механизмы и конкретные проекты? На сайте министерства я не нашел информации, по каким позициям нацпарки будут тратить эти средства. Есть ли список проблем, их цена и сроки решения?

Финансово-экологическая «вилка»?

Комментарий Алексея Шмидта.

«Чтобы заниматься инфраструктурой парков, ее ремонтом, обустройством территорий, строительством тех же туалетов, ООПТ придется проводить тендеры. Если раньше этим занималось министерство, которое хоть как-то в этом вопросе можно было контролировать, то теперь отдадут на откуп нацпаркам? Тут сложнее. Потому что у каждого своя зонно-климатическая специфика, свои проблемы. Именно поэтому или в минэко или сами парки предложили тарифную «вилку». Так проще «пилить»? Не случайно же в последние полтора-два года выявили серьезные коррупционные нарушения в этих организациях. Пожары последних 2-3 лет и незаконная вырубка – лучшие этому доказательства»…

Какой доход принесут нацпаркам «шлагбаумщики»

Очень важный пункт – переход на безнал, автоматизация КПП. Отлично! Но когда это произойдет? И сколько это будет стоить для самих парков? Уже в следующем году после этого парки начнут драть дань с туристов по новой программе? Кстати, я не нашел информации на сайте министерства, где их установят. В каком количестве? Мади Токешович, вы уверены, что все собранные деньги уйдут на экологию и инфраструктуру? А если их установят там, где Интернет ни разу не ночевал? Тогда надо договариваться с другими министерствами, которые могут это соорудить в местах пропуска. И сколько будут стоить эти терминалы в итоге?

Природа не терпит пустоты в кармане чиновника: на что потратили миллиарды, собранные с посетителей заповедников

Мысль вдогонку: если терминал не работает, то оплату наличными в стране никто же не отменял? А если терминал не работает? Ну, дальше все понятно.

Справка «Каравана»

С 1 июля 3,3 тысячам работников лесных и природных организаций повысили зарплату почти на 100 процентов.

Когда в парламенте утверждали плату за вход, сенатор Бекболат Орынбеков заявил что «отмена налога будет способствовать привлечению большего числа посетителей». Но потом сразу же: «При этом сохраняется оплата за услуги, которые предоставляет нацпарк. Эти средства пойдут на развитие самого нацпарка».

Но ни слова – на что были потрачены уже собранные средства за эти годы.

Правило не меняется: девочки – налево, мальчики — направо

Комментарий турагента Айжан Мустафиной.

«Мои клиенты в основном россияне и китайцы. Они не удивляются сбору за «вход». Такой налог действует во многих странах мира. Но там куча услуг. А мы пока не можем предложить даже самые простые. Извините, дамы и кавалеры за кусты и под ёлки ходят – налево и направо. Ну стыдно же. Собирала клиентов много лет. Я в прошлом году писала вам, что за визит-центры в нацпарках должны отвечать именно сами нацпарки. Об этом говорили многие мои коллеги. А теперь получается, что министерство умыло руки? Не знаю, видимо, частники, которые открыли там кемпинги, рестораны, гостиницы, начнут там рулить политикой ООПТ».

Справка «Каравана»

В ответе на запрос нашей редакции минэкологии не рассказало о расходах нацпарков за последние 3-4 года. Только за 2023-й. Видимо, было что скрывать?

Сенатор Орынбеков сказал, что на собранные средства ООПТ предоставят гражданам новые услуги. Какие именно? Когда? Да минэко его знает. Или только руководство нацпарков?

Была идея: подросткам до 14 лет, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями установить «нулевую» ставку. Школьникам, студентам колледжей, лицеев и вузов – 50-процентную скидку. Похоже, инициатива не прошла.

Турагент Максим Головин (фамилия изменена по его просьбе)

«В этом сезоне много скандалов. И фекалии в Чарынском каньоне, и горы мусора на Кольсайских озерах, и какие-то пьяные разборки между какими-то большими начальниками. У меня туры выходного дня. Я не хочу терять клиентов. Но вижу, что ситуация меняется к лучшему очень медленно».