За счет этого минфин, как официально считают разработчики нового Налогового кодекса, сможет не только контролировать развитие экономики, но и отбирать сверхдоходы, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Сейчас ставка по КПН одна – 20 %. Это не много, но и не мало. В развитой Германии аналогичный налог – 30 %. В России – 20 %. В Узбекистане – 15 %.
Теперь правительство РК предлагает сделать четыре корзины по КПН: общая ставка (20 %), приоритетные отрасли экономики (10 %) и село (3 %).
Но самой загадочной оказалась корзина высокодоходного бизнеса со ставкой КНП в 25 %. В него включили букмекеров и банки, приравняв их роли в экономике страны!
«Почему игорный бизнес и банки оказались в одной корзине? В ранних документах говорилось, что это связано с большим уровнем рентабельности. При этом никто расчеты не давал, ни по банкам, ни по игорному бизнесу. Да, в этом году доходность была высокая, но сам глава Нацбанка объяснил, что это временное явление, связанное с ростом базовой ставки. В США и Европе базовая ставка тоже поднялась, и они все показывают высокие доходы. Как только ситуация урегулируется, то и доходы упадут», — рассказал «Каравану» советник председателя правления АО «Халык Финанс» Мурат Темирханов.
Это видно по отчетности банков на KASE. Доходность трех крупнейших банков в прошлом году была выше, чем в этом году, когда ставка Нацбанка начала падать.
Например, рентабельность активов того же Народного банка (ROA) упала в четыре раза (с 4,48 % до 1,12 %).
Для сравнения: у не самой эффективной компании – АО «Казмунайгаз» — рентабельность редко падает ниже 3 %. В первом квартале 2022 года она была 15 %, в первом квартале этого года – 3,94 %.
«Повышенная для банков ставка принесет вред экономике, — считает Мурат Темирханов. – Налог должен быть один для всех. Если же правительство видит, что у определенного сектора рентабельность чрезмерно растет, то есть нормальный налог на сверхдоходы: выставляется порог рентабельности, все остальное облагается повышенным налогом. Но это не должно применяться только к банкам, или только к добывающим компаниям. В целом можно отметить, что согласно международным исследованиям система дифференциации ставок КПН приводит к большому усложнению налогового администрирования».
«Если это предложение разработчиков будет принято, то оно отразится в первую очередь на обычных потребителях. Если посмотреть доходность банков, то в последние месяцы их доходность падает, вместе с базовой ставкой. Сам рынок уже перегружен кредитами, и базовая ставка снижается. Поэтому банк не станет просто отдавать свою часть дохода клиентам, а поднимет процент за свои услуги потребителям», — высказал свое мнение «Каравану»
экономист Бауржан Шурманов.
Во-вторых, это ударит прежде всего по миноритариям. Снижение доходности банков приведет к сокращению вознаграждения по акциям. Если сейчас крупные банки дают 10-12 % дохода по простым акциям, то теперь они могут эту доходность просто убрать. Какой смысл покупать бумагу со слишком большой налоговой ставкой?
В этом году базовая ставка снижается. В следующем году она, очевидно, тоже будет падать. Ожидать нового кредитного бума, когда банки будут выдавать кредиты, как горячие пирожки, тоже нельзя. Поэтому стоит полагать, что держатели, при вступлении этих норм, будут распродавать свои бумаги.
«Далеко за примерами ходить не надо. Было сообщено, что в 2025 году ставка НДПИ для «Казатомпрома» вырастет с 6 до 9 %. Рынок в Лондоне автоматически отреагировал падением на 5 %. Если ставку налога для банков в Казахстане поднимут, то инвестор в Британии дважды подумает, прежде чем купит их бумаги. Держателям акций останутся только бумаги «Казмунайгаза» и «Казатомпрома», — уверен экономист. – Это при том, что ценность казахстанского фондового рынка постоянно падает. Это и последний неудачный IPO «Эйр Астаны», и KEGOC. Если еще и банки «подведут», то фондовый рынок может впасть в кому».
И наоборот — если правительство желает помочь приоритетной отрасли, то для него надо предусмотреть режим льготного налога, уверен Мурат Темирханов. Но снова в рамках общего режима.
Например, есть общая ставка – 20 %. Отрасли или предприятию предоставляется льгота через снижение КПН до, например, 10 %. Тогда в отчетности предприятие должно указывать, что оно заплатило 20 % общего налога, но половина этой суммы условно возвращается ему в виде государственной субсидии или налоговой преференции. Тогда всем будет четко видно, какие государственные субсидии получили предприятия отрасли, сколько это в деньгах, и теперь можно с них требовать отчета по эффективности использования таких субсидий.
По подсчетам «Халык Финанс», бюджет ежегодно недополучает налогов в размере 4-5 трлн тенге, так как государство необоснованно раздало налоговые преференции массе предприятий. Новый Налоговый кодекс предоставит такие преференции еще большему числу предприятий, причем без всякого объяснения, почему так происходит. А где эффект от прежних преференций?
На сегодня в Казахстане однозначно есть большие проблемы. Налоговые доходы сильно отстают от размеров быстро растущих государственных расходов. В результате правительство постоянно берет деньги из Нацфонда, в котором сберегаются деньги для будущих поколений. Но дополнительные налоги для банков увеличат доходы бюджета только на 15 млрд тенге. Стоит ли это таких усилий?