В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Какая гадость! А ещё есть?
Пожалуй, стоит начать с того, почему аниме многие не любят и брезгливо переключают канал, если там мелькнет кадр из «Наруто» или «Сейлормун»
Стиль и рисовка этого жанра мультипликации слишком однообразна. Первые мультики с большеглазыми тоненькими красотками и изящными парнями появились еще в 1910 году. В 1961 году, когда жанр обрел популярность за пределами Страны Восходящего солнца, японские киностудии выпускали уже по 400 лент в год, а к началу нулевых ежегодно штампуется около 2000 только сериалов. Стилистика же за 120 лет практически не изменилась. Те же персонажи, похожие друг на друга, как клонированные близнецы, та же манера передавать эмоции символично, например, стыд передается кружочком на щеках, волнение — капельками пота, а гнев – сдвинутыми бровями. Такое следование устаревшим традициям производит впечатление скучного жанра или халтуры. Последнее недалеко от истины. Когда дело поставлено на поток, среди десятков тысяч однотипных сериалов риск нарваться на провальный очень велик. В некоторых аниме до сих пор сохранилась примитивная рисовка и дерганость персонажей, позволяющая упростить труд мультипликатора, хоть и ценой интереса зрителей.
Кроме того, нет гарантии, что и среди качественных работ зритель найдет себе что-нибудь по душе. Жанр аниме слишком обширен. Тут есть и исторические драмы, и ужастики по мотивам народного фольклора, и остросоциальные драмы, и антиутопии, и совсем простенькие сериалы о школьной жизни, с проблемами не серьезнее, чем страдания о том, что понравившаяся девочка не позволила проводить ее до дома. Плюс к этому надо добавить разницу в менталитетах и культурные особенности Японии. Другими словами, если рядовой зритель, далекий от всех этих тонкостей, просто захочет узнать, «что это за аниме такое», и включит первый попавшийся сериал, то, скорее всего, разочаруется в первые же 10 минут просмотра.
Нельзя еще исключать такие специфические поджанры, как хентай и гуро. Тот факт, что мультипликация позволяет авторам легально воплощать в жизнь самые извращенные идеи (а уж японская психология к этому особенно склонна), привел к тому, что на поток поставлено производство откровенно порнографических мультиков, с пытками, убийствами, совращением несовершеннолетних, изнасилованиями, в том числе и инопланетными тварями, а уж однополой любовью давно никого не удивишь.
В отличие от классической «клубнички» мерзкие эпизоды могут спрятаться и во вполне приличную по сюжету ленту. Так что неискушенный зритель, нарвавшись на такой «шедевр», потом долго будет убежден, что аниме — это мультики для конченных извращенцев.
Злые вы! Уйду я от вас!
Есть ещё социальный фактор отторжения этого жанра. Согласно исследованиям U.S. Department of Arts and Culture, 73,6 % представителей подростковых субкультур всего мира называют себя анимешниками. Из них 56,3 % крайне непопулярны в школе, 84,3 % не имеют друзей за пределами фан-клубов, а 92,1 % не имеют партнера для серьезных отношений. В лучшем случае есть приятель или подруга по фан-клубу, с которыми связывают сугубо платонические отношения. Чаще всего от этого страдают парни, обожающие японские мультики. Этим и можно объяснить такое огромное содержание откровенного контента в аниме. У девушек-анимешниц шанс найти бойфренда выше, но и там далеко не всегда можно говорить о здоровых отношениях. Девушки просто становятся жертвами хитрых ловеласов, которые успешно манипулируют ими, используя стандартные клише по соблазнению не очень уверенных в себе представительниц женского пола.
А при фанатичном обожании аниме от неуверенности в себе может страдать и девушка модельной внешности.
Навязываемый японскими мультиками стереотип красоты далек от реальности.
То есть красотка вроде Сейлор-мун просто физически не могла бы существовать в этом мире. С такими пропорциями тела она бы не сделала и шага.
Из-за этого в подростковой среде сложилось прочное мнение, что аниме смотрят только омеги и полные неудачники. В особо маргинальных группах просто сказать, что как-то смотрел одну серию «Волчицы и пряностей», чревато полной потерей уважения.
Но и в более образованных кругах не все гладко. Признание в любви к аниме может вызвать насмешки и обвинения в отсутствии вкуса.
На самом же деле все с точностью наоборот. Для регулярного просмотра аниме всё-таки требуется эрудиция и широкий кругозор. Даже в примитивном боевике, чтобы понять сюжет, требуется знать, чем кинжал сай отличается от самурайского танто, а в подростковой любовной драме приглашение симпатичного парня перекусить такояки для девушки значительно важнее, чем приглашение пообедать раменом.
Получается, среднестатистический любитель аниме — это довольно любопытный и эрудированный подросток. Он открыт всему новому, редко поддается чужому влиянию, но из-за мечтательности и махрового максимализма испытывает проблемы с социализацией.
В этом явлении нет ничего принципиально нового. И полвека назад были подростки, которые предпочитали поваляться дома с томиком Джека Лондона или Луи Буссенара, мечтая о прериях и Аляске, а не играть в футбол с одноклассниками.
Плюсы есть? А если найду?
Теперь о явных плюсах этого жанра. Как уже говорилось, аниме — слишком обширное понятие. Судить обо всем жанре по паре сериалов все равно, что говорить о кинематографе в целом, посмотрев только «Слово пацана». Разница между «Призраком в доспехах», «Покемонами» и «Рыбкой Поньо» такая же, как между «Криминальным чтивом», «Морозко» и «Солярисом» Андрея Тарковского.
Например, ленты Хаяо Миядзаки отличает непередаваемая сюрреалистическая атмосфера, глубокие экзистенциальные проблемы, великолепная рисовка, причем подается это все очень легко и понятно даже детям.
"Гостевой клуб лицея Оран" говорит о совсем несерьезных проблемах, но любая старшеклассница найдет в этом сериале ответы на вопросы: как выстраивать личные границы с подругами или завоевать внимание понравившегося парня.
То есть абсолютно каждый из десятков тысяч фанатов анимэ найдет себе хоть одну ленту по вкусу.
В коммерческом плане анимэ более независимо, чем голливудские киностудии, а возможностей анимация дает намного больше. Тут не требуется большой бюджет. Даже один человек, обладая нормальным компьютером, может создать шедевр: прорисовать фантастические пейзажи, создать характеры персонажей без оглядки на требования продюсеров и общественности. Как это было недавно с чернокожей русалочкой от Диснея. Никто из актеров не зазвездится и не потребует миллионных гонораров и райдера на 100 страниц, а значит, и творческие задумки будет воплотить легче. Причем особых навыков, как в кино, для создания аниме не требуется. Внешний вид героев за сотню лет не меняется, и программ, позволяющих создавать аниме, сейчас сотни, от бесплатных любительских до дорогих профессиональных.
Выложить в Интернет готовый фильм тоже не проблема. Не надо морочить голову с получением прокатного удостоверения и контрактами с кинотеатрами.
Старый принцип «если это хорошо работает, то ничего не меняй» для анимэ более чем актуален. Визуальный ряд, яркие краски, клиповый стиль подачи за десятилетия отработан до совершенства, как и манера выстраивания диалогов. Можно назвать это клише, но раз поклонников жанра становится все больше с каждым годом, то подобную стилистику уже можно назвать классикой, где все довольно гармонично выстроено.
Еще одна особенность аниме в том, что глубокие темы подаются там очень легко и доступно.
Конечно, прочитать труды Конфуция, полное собрание стихов Мацуо Басё или хотя бы посмотреть репродукции картин Хокусая более познавательно, чем глянуть несколько серий мультсериала, но мало кто готов на такие жертвы ради расширения кругозора. В аниме же авторы нередко обращаются за вдохновением к гигантам мысли мировой культуры и философии.
Наконец, если подросток испытывает трудности с общением со сверстниками, так пусть хотя бы несколько раз в месяц встречается с единомышленниками, чем годами сидит в четырех стенах. Ведь даже филателисты находили друзей на всю жизнь, собираясь лишь обменяться марками.
Анимешник без понтов — беспонтовый анимешник
Данные исследований U.S. Department of Arts and Culture слишком усредненные, чтобы применять их к фанатам аниме во всем мире. Всё-таки казахстанские любители японских мультиков во многом отличаются от поклонников этого жанра в других странах.
Если сравнивать наших фанатов с их единомышленниками из ЕС и США, то сравнения личностных качеств будут явно в пользу казахстанцев.
У анимешника из небольшого городка в штате Огайо проблем гораздо меньше. Ему не требуется никаких особых навыков, чтобы стать фанатом. Магазины комиксов есть едва ли не на каждой улице. Костюмы любимых героев для косплея купить там не сложнее, чем у нас носки. И стоят они там недорого, так что подростку скопить на прикид для встречи фанатов совсем несложно. Кроме того, магазины комиксов для привлечения клиентов регулярно проводят вечера, посвященные аниме.
У нас же специальные магазины нетрудно найти только в мегаполисах. В провинции таких в лучшем случае один на весь город, да еще со скудным ассортиментом. Костюмы с «Алиэкспресса» приходится ждать долго, а на «ВБ» и «Озоне» они стоят недешево. Так что чаще всего анимешницам из провинции приходится расчехлять бабушкину швейную машинку, чтобы пошить себе наряд, как у Сейлор-мун, или искать подработку, чтобы хватило на достойный наряд с маркетплейса. И то и другое навыки для жизни очень полезные.
Надо еще добавить к этому изрядную смелость. Доехать на автобусе до торгового центра, где проходит кон любителей аниме в костюмчике Ведьмы Кики или Аямэ Дзоноти, совсем не то, что взять для этих целей мамину машину, как это принято за границей.
Ну и поиски единомышленников требуют у нас больших социальных связей, чем в другой стране, где достаточно прийти на тусовку фанатов и скромно стоять в уголке со стаканом колы, ожидая, что будущие друзья сами к тебе подойдут.
"Это террор психопатов": школьница в Астане покончила с собой из-за аниме
Если говорить о разнице культур, то у нас переход происходит плавнее. Для казахстанцев, выросших рядом с уйгурской, корейской и дунганской диаспорами, нет такого культурного шока при виде миски с лапшой, которую надо есть палочками, как у российского подростка, привыкшего, что суп едят только ложкой. Да и нематериальные понятия вроде восточной философии, особенностей менталитета и вкуса нам понятнее.
Другими словами, пока другие анимешники погружаются в мир волшебных грёз на экране, казахстанские любители японских мультиков меняют мир к лучшему.