С одной стороны, автор является одним из ведущих ученых, кандидатом политических наук. Так, в 2002-2005 гг. он возглавлял КИСИ при Президенте РК. Причем специализацией Ашимбаева является политическая транзитология, изучающая переход государств от недемократических режимов правления к демократическим. Известна в этой связи его монография «Политический транзит: от глобального к национальному измерению» (2002 г.). Одним из обоснованных выводов своего исследования, к которому он пришел еще в начале 2000-х гг., является признание затяжного и поэтапного характера политического транзита в Казахстане при «императивности демократизации в сегодняшнем развитии страны». Такой подход, судя по всему, используется Ашимбаевым и при анализе основных процессов и событий в развитии Казахстана в первую пятилетку президентства Касым-Жомарта Токаева.
С другой стороны, занимая с 2005 года серьезные должности в системе власти и выйдя в 2020 году на вторую позицию в официальной иерархии, Маулен Ашимбаев непосредственно участвует в процессе выработки и принятия важных политических решений по развитию Казахстана. Поэтому он хорошо знает предпосылки и причины принятия тех или иных решений. В том числе тех, которые могут вызывать негативную реакцию среди широкой общественности.
Среди основных итогов первой президентской пятилетки Касым-Жомарта Токаева спикер Сената выделяет «системные шаги по оздоровлению государственных, общественно-политических и экономических институтов с гарантией необратимости этих процессов». Совершенно справедлива и его фраза о том, что «ключевым условием устойчивого баланса государственной системы становится ее поддержка народом». В то же время эта поддержка объективно обуславливает необходимость своего перетекания в активное участие. Это, в частности, уже наблюдается в процессе использования заинтересованными гражданами онлайн-петиций.
Кроме того, с апреля этого года действует закон «Об общественном контроле», который представители общественности могут использовать для оказания определенного воздействия на деятельность различных госорганов и квазигосударственных структур. Требует также своего завершения деятельность по разработке и принятию долгожданного закона «О местном самоуправлении». Тем самым должны быть расширены возможности и механизмы участия граждан в принятии решений на разных уровнях, которое, в свою очередь, является одним из ключевых факторов строительства Справедливого Казахстана.
Андрей Чеботарёв