Азербайджан присматривается к ШОС – политолог Фархад Мамедов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Азербайджан присматривается к ШОС – политолог Фархад Мамедов

Азербайджан присматривается к ШОС – политолог Фархад Мамедов

3-4 июля Астана готовится принять саммит лидеров ШОС, который пройдет в формате «ШОС+» с участием глав государств и правительств 16 стран.

  • 2 Июля
  • 90
Фото - Caravan.kz

Встреча "ШОС плюс" пройдет на тему "Укрепление многостороннего диалога — стремление к устойчивому миру и развитию" и состоится с участием Монголии, Азербайджана, Катара, ОАЭ, Турции и Туркменистана в качестве наблюдателей и партнеров по диалогу. Какие идеи казахстанского президента Касым-Жомарта Токаева оказываются в глобальных трендах и на повестке ШОС – мнением поделился политолог, директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов.

— На саммит приедут главы государств и правительств 16 стран: Казахстана, Индии, Ирана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана, Узбекистана, Беларуси, Монголии, Азербайджана, Катара, ОАЭ, Турции и Туркменистана. Впервые саммит состоится в формате заседания совета глав государств и встречи "ШОС+". Какие возможности для политических решений это открывает?

— Это максимальное количество лидеров стран, которые принимают участие, в истории Шанхайской организации сотрудничества. Саммит ШОС – это площадка, которая подразумевает более широкие обсуждения между странами относительно глобальной повестки, которая существует в мире. Не сказал бы, что это выработка единых позиций, но происходит понимание и согласование позиций по основным событиям в мире, вокруг региона, да и в самом регионе. Мы должны понимать, что ШОС была создана с целью формирования регионального периметра. Сейчас организация переходит на качественно новый уровень, и для этого нужны такие саммиты, на которых принимаются конкретные решения, чтобы лидеры стран закрепили подписями или же своим мнением эти самые решения. Мы должны четко для себя осознавать, что именно такие форматы — это тренд в современной международной политике.

Казахстан за период своего председательства в ШОС аккумулирует в себе основные сферы взаимодействия в этой организации. Наряду с этим создаются новые структуры, которые должны стать базисом для будущего развития ШОС.

— Какие преимущества для Казахстана несет в себе предстоящий саммит ШОС?

— Проведение большого саммита с участием лидеров стран – это, конечно же, преимущество для Казахстана. На полях ШОС состоится большое количество двусторонних встреч — это ещё раз закрепляет имидж Казахстана как диалоговой площадки, которая признана уже на мировом уровне, идет формирование как региональной повестки, так и обмен мнениями относительно глобальных процессов. Страна, принимающая такие большие мероприятия, бывает в центре всех дипломатических переговоров, оказывается в курсе всех мнений, которые формируются со стороны членов ШОС. В прямом смысле очень важно для любой страны быть в центре событий и знать об основных трендах, которыми руководствуются глобальный геополитический центр сил и соседние страны.

— Какие у Вас ожидания от Астанинского саммита ШОС?

— Мои ожидания от Астанинского саммита в том, что ШОС будет развиваться не только вширь, но и вглубь, процесс взаимодействия между странами в рамках организации должен обретать институциональный характер, а сформировавшиеся институты должны быть ещё крепче.

Наряду с этим мы наблюдаем качественно новый этап развития ШОС. Кстати, Азербайджан присматривается к Шанхайской организации: неслучайно, что республика участвует в данном саммите на уровне президента, ведется активный диалог с организацией. Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин недавно посещал Азербайджан. В ШОС в основном обсуждается тема безопасности, а это наиболее актуальная повестка на международном уровне, поэтому очень важно знать основные тренды, которые происходят в рамках ШОС. Есть также экономическое измерение, которое привнес Китай на последнем саммите ШОС, очень важно смотреть, какие происходят экономические тренды. Кстати, и со стороны президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева не раз озвучивались такие идеи, потому что рассматривать экономическую интеграцию или же реализацию крупных проектов без оформления должной системы безопасности невозможно. Об этом всегда упоминает президент Казахстана в своих выступлениях, и, я думаю, что это должно найти отражение в соответствующих решениях и документах ШОС.

Почему Китай заменит Казахстан

— Как идея президента Касым-Жомарта Токаева о потенциале средних держав перекликается с повесткой саммита ШОС в Астане?

— Идея президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о потенциале средних держав, конечно же, пересекается с повесткой саммита ШОС. Сегодня глобальная система безопасности разрушена: она не в процессе разрушения, на сегодня ее попросту нет. Глобальные игроки потеряли тот уровень вовлеченности в мировые процессы, особенно в сфере безопасности, они сами стали участниками различных войн. Таким образом у средних держав появляется возможность как минимум в своих регионах формировать предсказуемую среду и атмосферу безопасности. Эти инициативы президента Токаева, во-первых, ответ на вызовы, которые существуют в современном мире, во-вторых, это потребность в том, чтобы страны ощущали себя в более безопасной среде.

Есть конкретные страны и регионы, где лидеры государств берут на себя ответственность, для этого нужно формировать соответствующую базу —  региональную базу Центральной Азии, а в более широком смысле в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Когда средние державы берут на себя ответственность за безопасность как минимум в своем регионе и обеспечивают ее механизмами и инструментами посредством таких организаций, как ШОС, — это тренд современности.

— Изначально ШОС создавали для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, чтобы сообща противостоять так называемым «трем силам зла» — экстремизму, терроризму и сепаратизму. Насколько сегодня расширился спектр вопросов, на которых фокусируются страны-члены ШОС, и какую роль в этом сыграл Казахстан?

— Да, ШОС в самом начале формировалась как организация по противодействию «трем силам зла», но сегодня с подачи президента Касым-Жомарта Токаева спектр вопросов расширяется, потому что приходят и экономические войны, которые происходят между крупными державами. Регион Центральной Азии, Южный Кавказ страдают от этого, потому что войны начинают одни страны против других, а негативное влияние сказывается на третьих странах. При этом крупные державы, обладатели ядерного оружия не воюют на территории своих стран, они воюют на территории третьих стран. В этом отношении очень важно, чтобы наши государства не стали пространством для этих войн. Плюсом к этому есть экономические измерения и необходимость формирования системы безопасности для реализации экономических проектов. Лидеры стран, такие как президент Токаев, понимают, что для реализации национальных интересов нужно обеспечение экономической безопасности и единства народа, нации, для этого в свою очередь нужны соответствующие дипломатические инструменты. Если это не работает на мировом глобальном уровне, это должно работать на региональном уровне.

Конечно, спектр вопросов и вызовов для ШОС расширяется, и организация должна отвечать на эти вызовы, формируя собственную повестку и реализуемую среду для стран-участниц ШОС. В этом отношении инициативы президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, а также качественно новый уровень развития ШОС в период председательства Казахстана, — это ответы на современные вызовы.