Министр признал приписки в сельском хозяйстве РК: коровы "сдохли", молоко "убежало" - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Министр признал приписки в сельском хозяйстве РК: коровы "сдохли", молоко "убежало"

Министр признал приписки в сельском хозяйстве РК: коровы "сдохли", молоко "убежало"

В понедельник в мажилисе министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров взорвал бомбу. Но никто из депутатов, в общем-то, не удивился. Рано или поздно это должно было произойти.

  • 28 Июня
  • 8527
Фото - Caravan.kz

Суть «теракта»: министр просто озвучил сумасшедшие приписки в сельском хозяйстве Казахстана, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

«Согласно статистике, сырья в животноводстве достаточно. Но мы понимаем, что данные не соответствуют реальному положению дел… Ежегодно, по официальной статистике, производится порядка 6,5 миллиона тонн молока. При этом на 180 предприятиях перерабатывают всего 2,1 миллиона тонн. Парадокс? Как при таком объеме молока – нехватка сырья для переработки»? И развел руками.

Айдарбек Сейпеллович назвал это «искажением данных в животноводстве и растениеводстве, которое было в стране многие годы». И добавил, что «в результате проведенной работы будет списано 2 миллиона голов скота и 3 миллиона тонн молока. В растениеводстве работа продолжается».

А еще создана спецгруппа по актуализации статданных в этом секторе экономики. Возглавил ее вице-премьер Серик Жумангарин.

Иными словами, все наши «рекордные» надои и привесы – фикция? Большинство населения Казахстана давно об это догадывалось. Но с высоких трибун нас всегда убеждали, что все в порядке.

Справка «Каравана»

Трудовую деятельность г-н Сапаров начинал в совхозе бухгалтером, зоотехником-реализатором, потом директором. Поработал акимом в двух районах Северо-Казахстанской области, которую потом возглавил. После чего стал вице-министром сельского хозяйства РК.

То есть, можно предположить, что Айдарбек Сейпеллович был в курсе событий все эти годы? Знал, но молчал? Почему только сейчас решил заговорить?

А теперь зацепимся за несколько слов и фраз министра.

Надои цифр и привесы успехов

Первая: «Искажение данных в животноводстве и растениеводстве было многие годы». Изначально, если  исходить из логики событий, эти данные сочиняют на уровне районных акимов. Они отсылают фальшивые цифры областным начальникам, которые верят (или делают вид, что верят) этой брехне. Оттуда она поступает в республиканские госорганы.

Дилетантский вопрос: они вот так с лёту верят отчетам областных акимов?

Два — от профессионалов. Первый: сколько коров могли дать 6,5 миллиона тонн молока? Нет ответа. Значит, на этих приписках кто-то не только заработал, но еще и не платил налоги за такие стада? Местные налоговики это в упор столько лет не замечали?

Ну да, рука руку кормит…

Второй вопрос: по словам министра, «будет списано два миллиона голов скота». То есть, в отчетах акимов, министерства сельского хозяйства они числились. А теперь «мертвые души»?

В конце 2023 года правительство решило провести национальную перепись скотонаселения – по рогам и копытам. Чтобы получить хотя бы какую-то реальную информацию о состоянии аграрного сектора страны. Ну и понять, что можно сделать, чтобы укрепить продовольственную безопасность страны.

Справка «Каравана»

По данным минсельхоза, на всеобщую перепись скота в 2024-2025 годах потребуется 5,2 млрд тенге. Предыдущая перепись в 2006-2007 годах в почти в 200 тысячах фермерских хозяйств обошлась в 2,1 млрд тенге.

Тогда официальные итоги показали 25 миллионов голов.

Можно ли верить тем цифрам?

Напомним. До 2006 года (глубже лезть не станем) аграрным сектором командовал Аскар Мырзахметов. Потом его сменил Ахметжан Есимов. За ним – Асылжан Мамытбеков, который обещал выстроить «продовольственные пояса» вокруг всех областных центров. Следом – опять Аскар Мырзахметов. Ну а за ним уже Умирзак Шукеев, Сапархан Омаров, Ербол Карашукеев.

Шымкентские крестьяне бьют тревогу: что происходит

И никто из них не замечал приписок, находясь в здравом уме и доброй памяти?

Или замечали? Но почему молчали? Они же профессионалы? Или нет?

И вот тут возникают другие вопросы.

Они требуют ответа!

Первый. Если вся сельхозстатистика многие годы была фальшивой, это значит, что многие годы акимы и министры подделывали официальные документы? В Уголовном кодексе на это есть отдельная статья. Получается, министр сельского хозяйства Сапаров как бы ненароком намекнул, что все эти фейки были изготовлены группой лиц по предварительному сговору? И что дальше? Что скажет Генеральная прокуратура?

Второй. За разные достижения министрам и акимам полагаются премии и бонусы. Можно ли говорить в этом случае, что их снимут с должности за фейки?

Третий. Во всех акиматах и министерствах работают мелкие чиновники-«рабы», которые знают реальную ситуацию в регионах. Но они очень-очень зависят от начальников. И поэтому дают бастыку ту информацию, которая ему нужна для отправки «наверх»?

Четвертый. Как можно реализовать все нацпроекты и госпрограммы в агросекторе, если их писали по неверным, фальшивым данным? Придется все переписывать с учетом новых реалий? Сколько времени это займет? И сколько будет стоить?

Пятый. Можно ли говорить в этом случае, что отечественная статистика все годы независимости была лживой? Если так, то можно предположить, что «авторы» этой статистики нанесли ущерб экономике Республике Казахстан?

Он здесь не виноват?

Существенная ремарка. Нынешний глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов до этого трудился в Администрации президента, потом министром финансов и главой АО НК «Казагро». Много лет отвечал за «правильные» цифры в агентстве по статистике. А два с лишним года назад его угораздило стать премьер-министром страны. Человек, который почти 15 лет был «внутри» экономики страны на высшем уровне, не замечал приписок и фальсификации данных? Он же не слепой? Буквы от цифр умеет отличать? Столько лет в профессии!

Если следовать логике, то сейчас Алихан Асханович, после выступления Айдарбека Сапарова, как глава Высшей Аудиторской палаты должен назначить аудит всех областных акиматов и минсельхоза. Урожаи-привесы-надои – они реальные? Или таки дутые?

Спросить-то он, скорее всего, сможет. Но и ответить на некоторые вопросы – тоже. Если их ему зададут не только журналисты.

P.S.

Вчера парламент направил президенту Токаеву на утверждение закон по вопросам статистики и управления данными.

Там и про госконтроль за цифрами, которые предоставляют региональные власти, и про системы защиты, и про исключение излишней регламентации, и про создание центров обработки данных – много чего прописано.

Секретарь комитета сената по экономической политике Серик Шайдаров пояснил, что законопроект предусматривает дополнения и изменения в 5 кодексов и 36 законов. А за Бюро национальной статистики «закрепляется дистанционный контроль качества административных данных, в том числе других госорганов».

Правда, не сказано, закреплена ли ответственность за «липовые» данные от госорганов.

Что еще важно – министерство цифрового развития обязано «обеспечить техническую реализацию политики управления данными и формировать государственную политику в сферах информационно-коммуникационных технологий. Для совершенствования методов сбора данных будут использовать альтернативные источники – данные фискальных органов и платежных систем, объемы грузоперевозок, потребления электроэнергии, данные мобильных операторов и другие показатели в режиме реального времени».

Если все так и случится по закону, то сколько и в каких отраслях еще обнаружат приписки?