Миротворчество, многовекторность, дипломатия: какова внешняя политика Казахстана на сегодняшний день - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Миротворчество, многовекторность, дипломатия: какова внешняя политика Казахстана на сегодняшний день

Миротворчество, многовекторность, дипломатия: какова внешняя политика Казахстана на сегодняшний день

Как Казахстан использует свое геополитическое положение и дипломатические усилия для продвижения своих интересов на мировой арене, и каков вклад нашей страны в устойчивое развитие и международную безопасность?

  • 26 Июня
  • 5828
Фото - Caravan.kz

Казахстан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, занимает ведущее положение благодаря своей активной внешней политике и стратегическому участию в международных инициативах, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

С момента обретения независимости в 1991 году наша республика неуклонно развивает свои внешнеэкономические и дипломатические отношения, укрепляя свою репутацию как стабильного и конструктивного участника мирового сообщества.

Вступление Казахстана на путь независимости открыло новые горизонты для страны, ставшей важным фактором глобальной политики и экономики. Стремительные реформы, направленные на модернизацию и открытие к международному сотрудничеству, привлекли внимание международного сообщества к потенциалу и перспективам молодой нации.

Основой внешнеполитической стратегии Казахстана стали принципы мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества и уважения к суверенитету всех государств. Эти принципы не только определяют внешнюю дипломатическую позицию страны, но и способствуют её активному участию в международной жизни.

На протяжении последних десятилетий Казахстан укрепил свою роль в ключевых международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций, Организация Шанхайского сотрудничества, Организация Исламского сотрудничества и других. Членство в этих структурах позволяет Казахстану активно участвовать в разработке международных договоров и инициатив, направленных на устойчивое развитие, борьбу с глобальными угрозами и поощрение экономического роста.

Казахстан также занимает ключевое положение в региональном сотрудничестве, играя важную роль в интеграционных процессах на пространстве Центральной Азии и Шелкового Пути. Экономические и торговые инициативы, запущенные страной, способствуют развитию межрегиональной торговли и инфраструктуры, что делает Казахстан не только перекрестком торговых путей, но и стратегическим партнером для многих государств в регионе и за его пределами.

В сегодняшнем материале Caravan.kz мы рассмотрим, как Казахстан использует свое геополитическое положение и дипломатические усилия для продвижения своих интересов на мировой арене, а также оценим вклад страны в устойчивое развитие и международную безопасность.

Миротворческая деятельность

Миротворческие инициативы Казахстана играют ключевую роль в его внешней политике, особенно в разрешении международных конфликтов и предотвращении вооруженных столкновений в различных уголках мира. Примером таких усилий служит активное участие страны в миротворческих миссиях ООН и инициативах по медиации, включая Центральную Азию и ближнее зарубежье.

Одним из последних примеров является отправка казахстанских военнослужащих на Голанские высоты. В середине марта они прибыли в Дамаск, откуда добрались до миротворческой базы Фауар на автомобильной технике. В состав отправленного отряда входят 139 военнослужащих, обеспеченных бронированными машинами, КамАЗами, микроавтобусами и внедорожниками, предназначенными для выполнения миротворческих задач.

Эта миссия осуществлена в рамках инициативы президента Казахстана, поддержанной парламентом, о направлении 430 казахстанских миротворцев на Ближний Восток и в Африку. Казахстанские военнослужащие будут участвовать в миссиях Сил ООН по наблюдению за разъединением на Голанских высотах, Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке, а также в миссиях ООН в Южном Судане и на территории Абье между Южным и Северным Суданом.

Важно отметить, что Казахстан является единственной страной в Центральной Азии, активно участвующей в международных миротворческих программах. С 2014 года казахстанские военные офицеры принимали участие в миссиях ООН в различных странах, включая Западную Сахару, Кот-д’Ивуар, Мали, Центрально-Африканскую Республику и Ливан в качестве наблюдателей и штабных офицеров. В 2018 году казахстанские военные участвовали в миссиях Временных сил ООН в Ливане.

Также следует отметить, что десятки казахстанских военных активно поддерживали международные миротворческие усилия в Ираке с 2003 по 2008 годы. Однако в январе 2005 года при разгрузке боеприпасов погиб капитан Кайрат Кудабаев, член миротворческой миссии.

Астанинский процесс

В апреля 2015 года в ходе обсуждения сирийского вопроса на пресс-конференции в Москве сирийский политик Ранда Кассис призвала первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева принять у себя сирийскую оппозицию для нового раунда переговоров, выбор был обоснован нейтралитетом Казахстана и хорошими отношениями с постоянными членами Совбеза ООН.

Вскоре Назарбаев согласился провести новый раунд переговоров между сирийскими оппозиционными силами в Казахстане и выразил готовность предоставить Астану в качестве платформы для переговоров о прекращении боевых действий в Сирии. Участие Казахстана в дипломатическом процессе было одобрено Организацией Объединенных Наций и мировыми лидерами. Астанинский мирный процесс дополняет женевский, оба направлены на стабилизацию ситуации в Сирии.

Первая встреча состоялась 23-24 января 2017 года с целью укрепления режима прекращения огня, подписанного 30 декабря 2016 года. В ней участвовали представители вооруженной оппозиции, сирийского правительства и стран-гарантов: России, Ирана и Турции, при участии ООН и США в роли наблюдателей.

На второй встрече 15-16 февраля 2017 года были достигнуты соглашения о контроле за соблюдением режима прекращения огня и обмене заключенными.

Третья встреча 14-15 марта 2017 года обсудила текущее состояние режима прекращения огня, создание рабочих групп по обмену заключенными и сирийской конституции, а также разминирование объектов ЮНЕСКО в Сирии.

Четвертая встреча 3-4 мая 2017 года привела к подписанию Меморандума о зонах деэскалации в Идлибе, Хомсе, Восточной Гуте, Дераа и Кунейтра для прекращения насилия и улучшения гуманитарной ситуации.

Пятая встреча 4-5 июля 2017 года подтвердила решимость укреплять режим прекращения боевых действий и создала Совместную рабочую группу по деэскалации.

Шестая встреча 14-15 сентября 2017 года объявила о новых зонах деэскалации и создании координационного центра для их контроля.

Седьмая встреча 30-31 октября 2017 года подчеркнула необходимость политического урегулирования конфликта и международной гуманитарной помощи.

Восьмая встреча 21-22 декабря 2017 года подтвердила решимость продолжить борьбу с терроризмом и поддерживать режим прекращения огня.

Девятая встреча 14-15 мая 2018 года подчеркнула необходимость соблюдения суверенитета Сирии и продолжения сотрудничества в ликвидации террористических групп.

30-31 июля 2018 года в Сочи прошла десятая встреча по формированию конституционной комиссии Сирийской Арабской Республики. В первый день переговоров обсуждались кандидаты от гражданского общества Сирии для включения в комиссию, а во второй день специальный посланник ООН Стаффан де Мистура представил предварительные списки членов комиссии странам-гарантам и обсудил процедуры их назначения. Обсуждались также вопросы продления и расширения перемирия, освобождение заключенных и похищенных, а также ситуация в провинции Идлиб.

28-29 ноября 2018 года состоялась одиннадцатая встреча, на которой Иран, Россия и Турция подробно обсудили ситуацию в Идлибской зоне деэскалации и подтвердили свою готовность полностью соблюдать Меморандум о стабилизации в регионе. Страны-гаранты выразили обеспокоенность нарушениями режима прекращения огня и обязались усилить усилия для его соблюдения через улучшение работы координационного центра. Особое внимание также было уделено продолжительному прекращению огня и необходимости эффективной борьбы с терроризмом.

Также было подчеркнуто, что создание Идлибской зоны деэскалации не должно угрожать суверенитету и территориальной целостности Сирии. Стороны подтвердили свою решимость противостоять террористическим группировкам, связанным с «Аль-Каидой» и ИГИЛ, и призвали вооруженную оппозицию в Сирии прекратить связи с ними.

Также было осуждено использование химического оружия в Сирии, и страны-гаранты потребовали проведения профессионального расследования ОЗХО по всем фактам его применения в соответствии с международными стандартами.

В своем заявлении страны-гаранты приветствовали успешную реализацию проекта по освобождению заключенных и заложников и подчеркнули его значимость для укрепления доверия между сирийскими сторонами.

Обмен насильственно удерживаемыми лицами, состоявшийся 24 ноября 2018 года, был признан важным шагом к урегулированию конфликта и нормализации ситуации на местах.

25-26 апреля 2019 года прошла двенадцатая встреча, где Россия, Турция и Иран приняли совместное заявление, подтверждающее их приверженность суверенитету, независимости и территориальной целостности Сирии. Страны-гаранты подчеркнули необходимость безопасного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц в Сирию и призвали международное сообщество увеличить гуманитарную помощь.

1-2 августа 2019 года прошла тринадцатая встреча, где Россия, Турция и Иран договорились о мерах по обеспечению безопасности мирного населения в Идлибе. Страны-гаранты выразили удовлетворение включением Ирака и Ливана в качестве новых наблюдателей Астанинского формата и подчеркнули их роль в поддержании мира в регионе.

Также было обсуждено завершение формирования и запуск Конституционного комитета в Женеве в соответствии с решениями Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.

10-11 декабря 2019 года состоялась четырнадцатая встреча, в которой приняли участие Иран, Россия, Турция, правительство Сирии и сирийская вооруженная оппозиция. Встречу наблюдали представители ООН. Участники встречи подтвердили важность суверенитета Сирии и действия по Аданскому соглашению, обсудили ситуацию на северо-востоке Сирии и признали, что долгосрочная безопасность и стабильность в регионе возможна только при уважении суверенитета и территориальной целостности страны.

Также было подчеркнуто значение Аданского соглашения 1998 года, в соответствии с которым турецкие войска временно могут находиться на территории Сирии для борьбы с Курдской рабочей партией. Страны-гаранты подтвердили свою готовность продолжать операции по освобождению насильственно удерживаемых лиц и призвали международное сообщество увеличить помощь Сирии.

Пятнадцатая встреча прошла 16-17 февраля 2021 года. В Сочи прошли многосторонние и двусторонние консультации между правительством и оппозицией Сирии при участии стран-гарантов Астанинского процесса – России, Ирана и Турции, а также специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии. В заявлении после встречи страны-гаранты подтвердили свою приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии. Они отвергли все попытки создания новых реалий на земле, включая незаконные инициативы по самоуправлению под предлогом борьбы с терроризмом, и выразили решимость противодействовать сепаратистским угрозам, направленным против единства Сирии и безопасности соседних стран.

Страны-гаранты также выразили обеспокоенность активизацией военных действий, направленных против гражданского населения. Россия, Турция и Иран осудили незаконный захват и передачу доходов от нефтяных полей на северо-востоке Сирии, подчеркнув необходимость, чтобы эти ресурсы принадлежали сирийскому правительству. Они также призвали ООН и ВОЗ уделить особое внимание вакцинации населения Сирии от коронавируса в рамках инициативы COVAX.

Шестнадцатая встреча прошла 7-8 июля 2021 года. Тогда в совместном заявлении Россия, Турция и Иран подтвердили договоренность, закрепленную на саммите 1 июля 2020 года, о проведении следующей трехсторонней встречи на высшем уровне в Исламской Республике Иран при возможности. Они подчеркнули важность увеличения гуманитарной помощи всем сирийцам без дискриминации и политизации.

Страны-гаранты также призвали международное сообщество и ООН усилить помощь Сирии, включая быстрое восстановление основной инфраструктуры, такой как водоснабжение, электроснабжение, школы и больницы, а также гуманитарное разминирование в соответствии с международными нормами.

На семнадцатой встрече 21-22 декабря 2021 года страны-гаранты – Россия, Иран и Турция – подтвердили свою приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии, осудили рост террористической активности и обещали продолжать борьбу с ней. Они обсудили ситуацию в Идлибской зоне деэскалации и согласовали дополнительные меры для улучшения гуманитарной ситуации там и вокруг нее. Также подтверждено, что сирийский конфликт не имеет военного решения, и подчеркнута необходимость политического процесса, поддерживаемого сирийцами при участии ООН.

В ходе восемнадцатой встречи 16 июня 2022 года представители Ирана, России и Турции подчеркнули важность участия делегаций Иордании, Ирака и Ливана в качестве наблюдателей в Астанинском процессе. Они подтвердили намерение провести следующую трехстороннюю встречу на высшем уровне в Исламской Республике Иран, как только это станет возможным. Страны-гаранты подтвердили свою приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии, а также целям и принципам Устава ООН. Они выразили готовность продолжать сотрудничество в борьбе с терроризмом во всех его формах.

22-23 ноября 2022 года прошла девятнадцатая встреча в Астанинском формате. Иран, Россия и Турция вновь подтвердили, что сирийский конфликт не имеет военного решения, и призвали к проведению девятой сессии редакционной комиссии Конституционного комитета. Они также подчеркнули необходимость поддержания суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирии, а также принципов Устава ООН, и выразили готовность продолжать сотрудничество в борьбе с терроризмом.

На двадцатой встрече 20-21 июня 2023 года делегации России, Турции и Ирана, а также представители правительства и оппозиции Сирии и наблюдатели рассмотрели изменение региональной обстановки вокруг Сирии, меры по борьбе с терроризмом, улучшение гуманитарной ситуации и поддержку возвращения беженцев. Они подчеркнули важность международной поддержки постконфликтному восстановлению Сирии и созданию условий для возвращения сирийцев на родину.

24-25 января 2024 года состоялась двадцать первая встреча, на которой представители России, Турции, Ирана, правительства Сирии и сирийской оппозиции, а также наблюдатели из Иордании, Ирака и Ливана обсудили ситуацию на Ближнем Востоке. В совместном заявлении они подтвердили свою приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии, а также принципам Устава ООН. Они также выразили важность развития взаимоотношений между Турцией и Сирией на основе взаимоуважения и добрососедства.

Резюмируя можно отметить, что Астанинский процесс сыграл ключевую роль в мирном разрешении конфликта в Сирии, способствуя урегулированию политических, гуманитарных и безопасностных аспектов ситуации в регионе.

Двусторонние отношения

Казахстан, как страна с активной внешнеполитической стратегией, уделяет особое внимание развитию и поддержке двусторонних отношений со стратегически важными партнерами по всему миру. Эти отношения базируются на принципах взаимного уважения, взаимной выгоды и стратегического партнерства, что способствует укреплению международной стабильности и экономического развития.

Пожалуй, самым ярким и фундаментальным примером успешного взаимодействия являются отношения с Россией, которые строятся на долгосрочных договоренностях и взаимной поддержке в ключевых секторах экономики. Казахстан и Россия, к примеру, активно сотрудничают в рамках Евразийского экономического союза, что способствует углублению интеграционных процессов и укреплению экономической взаимозависимости.

С Китаем Казахстан развивает стратегические отношения, основанные на принципах взаимной выгоды и доверия. Это сотрудничество простирается от экономики и торговли до культурных и научных обменов, что способствует не только экономическому росту, но и укреплению международной безопасности в регионе.

Соединенные Штаты Америки также являются важным стратегическим партнером для Казахстана. Взаимодействие двух стран охватывает множество аспектов, включая энергетику, образование и культурные обмены. Это сотрудничество способствует созданию благоприятной международной обстановки и способствует укреплению доверия между двумя нациями.

Участие в международных организациях

Вместе с тем Казахстан является активным участником международного сообщества, играя ключевую роль в поддержании международной безопасности и устойчивого развития. Членство в Организации Объединенных Наций является фундаментальной основой его внешнеполитической деятельности, позволяя стране активно участвовать в разработке и реализации международных договоров, резолюций и инициатив по различным аспектам мировой политики, включая мирное разрешение конфликтов, защиту прав человека и устойчивое развитие.

Особое внимание Казахстан уделяет участию в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где он является одним из основателей и активным участником. ШОС играет ключевую роль в обеспечении стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также способствует сотрудничеству в сферах экономики, безопасности, культуры и гуманитарных вопросов. Для Казахстана членство в этой организации представляет собой возможность расширять свои региональные и глобальные инициативы, основанные на принципах взаимовыгодного сотрудничества и мирного сосуществования.

Кроме того, Казахстан активно участвует в других международных структурах и инициативах, направленных на решение глобальных проблем, таких как изменение климата, энергетическая безопасность, борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Участие в международных организациях и инициативах не только укрепляет международный статус Казахстана, но и способствует повышению его влияния и авторитета на мировой арене, делая страну важным игроком в современной международной политике.

Что можно отметить в заключение? Наша страна демонстрирует свою способность эффективно взаимодействовать на международной арене, выступая за мир, стабильность и развитие. Участие в международных миротворческих инициативах, развитие двусторонних отношений и активное членство в международных организациях позволяют Казахстану укреплять свою роль ключевого участника глобального сообщества и способствуют устойчивому развитию не только региона, но и мира в целом.