Утечка мозгов из Казахстана: что заставляет молодежь уезжать - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Утечка мозгов из Казахстана: что заставляет молодежь уезжать

Утечка мозгов из Казахстана: что заставляет молодежь уезжать

На сегодняшний день в зарубежных вузах учатся более 80 тыс. казахстанских студентов.

  • 26 Июня
  • 11932
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе министр науки и высшего образования Саясат Нурбек в кулуарах правительства рассказал, какие страны выбирают для обучения казахстанские студенты. По словам министра, на сегодняшний день в зарубежных вузах учатся более 80 тыс. казахстанских студентов, передает медиапортал Caravan.kz.

«Больше всего студентов обучаются в России – свыше 60 тыс. В рамках программы «Болашак» у нас тоже свыше тысячи студентов сейчас, в основном в Великобритании, в европейских странах, также растет направление в США. Активно идет набор наших выпускников школ со стороны университетов Гонконга и Южной Кореи. Порядка 450 обучаются в Гонконге и 1 тыс. студентов в Южной Корее», – рассказал Саясат Нурбек.

Министр также объяснил продолжающийся отток казахстанских студентов за рубеж.

«В больших странах, у наших соседей, с хорошей системой образования, базирующейся на своих или международных стандартах, сейчас идет демографический спад, в той же Южной Корее, Японии, в Гонконге, Сингапуре. И сейчас активно из этих стран идет набор молодежи. То есть даже наши корейские партнеры не стали скрывать и сказали, что у них одна из задач – забрать самых талантливых студентов отсюда, чтобы они могли работать в Южной Корее. Мы на это согласились, ничего страшного, пусть опыт получат, тем более там проблему демографическую нам тоже надо решать», – отметил Саясат Нурбек.

Другой влияющий фактор, по мнению главы Миннауки, – качество национального отечественного образования. По этой причине сейчас министерство активно открывает филиалы зарубежных вузов в Казахстане, чтобы казахстанские выпускники могли получать образование по стандартам заграничных вузов на Родине. Проблема «утечки мозгов»: решится ли она в Казахстане

«Вот эта филиальная сеть — это и есть один из ключевых наших инструментов, чтобы поднять качество образования там, где наши региональные университеты ослаблены. И вот буквально за год-два уже программы другие, преподаватели иностранные, культура меняется, и самое главное, стандарты качества мы прямо сейчас очень жестко внедряем в процессы наших региональных университетов. Поэтому, если чуть-чуть дадите нам еще время, я думаю, два-три года, вы почувствуете прямо, как качество будет меняться», – заявил Саясат Нурбек.

Действительно, одной из ключевых причин, по которым наши студенты выбирают обучение за рубежом, является желание получить качественное образование и международный опыт. Россия, с ее широкой сетью университетов, территориальной близостью и относительно схожей культурной средой, представляет собой удобный выбор для многих. В то же время такие страны, как Великобритания, США и Южная Корея, привлекают студентов высоким уровнем образования, инновационными технологиями и перспективами трудоустройства на глобальном рынке.

Как отметил министр Нурбек, некоторые страны, испытывающие демографический спад, активно вербуют иностранных студентов, включая казахстанских, чтобы не только улучшить свои образовательные показатели, но и решить внутренние демографические проблемы. Южная Корея, например, видит в привлечении наших студентов возможность не только заполнить университетские аудитории, но и потенциально привлечь талантливую молодежь для работы в своей экономике. 

Однако такой массовый отток студентов из Казахстана вызывает ряд вопросов и проблем. Во-первых, это уязвимость национальной системы образования. Когда значительная часть молодых людей выбирает иностранные вузы, это может указывать на недостаточное доверие к качеству местного образования. Это сигнал для казахстанских университетов о необходимости пересмотра своих программ, улучшения инфраструктуры и усиления международных связей. Отсутствие стабильного дохода отбивает жажду знаний — социолог

Во-вторых, отток студентов может привести к более массовой утечке мозгов, особенно если молодые специалисты по итогу не возвращаются в Казахстан после завершения обучения. Это создает дисбаланс на рынке труда, где высококвалифицированные кадры, получившие международный опыт и образование, становятся дефицитом. В этом контексте важно разработать стратегии для привлечения этих специалистов обратно в Казахстан и создания условий для их профессионального роста на родине.

Тем не менее отток студентов за рубеж может также рассматриваться как возможность. Получение международного образования и опыта работы позволяет нашим студентам приобрести ценные навыки и знания, которые они могут привезти обратно в Казахстан. Это может способствовать развитию национальной экономики и повышению ее конкурентоспособности на мировом уровне.

Кроме того, казахстанские студенты, обучающиеся за рубежом, могут стать мостом между Казахстаном и другими странами, способствуя развитию международных партнёрств и сотрудничества. Особенно это актуально в условиях глобализации и растущей важности международных связей для развития науки и технологий.

Но что об этом думают представители экспертной среды? По мнению отечественного специалиста в сфере образования, педагога и историка Марата Идрисова, отток студентов за границу – это двусторонняя медаль.

«С одной стороны, это серьезный вызов для нашей системы образования и экономики. Массовый отток может указывать на недостаточное доверие к качеству местного образования и создает риск утечки мозгов, когда наши наиболее талантливые и перспективные представители молодежи не возвращаются на родину после учебы. Это может привести к дефициту высококвалифицированных специалистов и замедлению экономического и социального развития страны.

С другой стороны, есть и положительные аспекты. Студенты, обучающиеся за рубежом, приобретают ценные знания, опыт и международные связи, которые могут быть использованы на благо Казахстана. Их возвращение может обогатить нашу экономику и общество новыми идеями и подходами. Важно создать условия, которые будут стимулировать студентов возвращаться и применять полученные знания на родине. Таким образом, бороться с оттоком нужно не путем ограничений, а путем создания привлекательной среды для их возвращения и профессиональной реализации в Казахстане», — поделился мнением педагог.

Отвечая на вопрос, почему казахстанские студенты в большинстве своем нацелены на Россию, эксперт отметил, что РФ традиционно является привлекательным выбором для студентов из РК по нескольким причинам.

«Казахстан и Россия имеют общую историю, культурные связи и фактор владения русским языком, что делает обучение в России менее стрессовым и более комфортным для казахстанских студентов. Отсутствие языкового барьера, схожие культурные и социальные аспекты облегчают процесс поступления и адаптации в России.

Помимо этого в России есть много университетов, предлагающих качественное образование по доступным ценам. Российские вузы часто входят в мировые рейтинги, что делает их привлекательными. Стоимость обучения в российских вузах зачастую ниже, чем в западных странах, а наличие стипендий и программ поддержки делает их еще более доступными для казахстанцев», — отметил Идрисов.

Что касается 80 тыс. казахстанских студентов, обучающихся за рубежом, – это внушительная цифра, по мнению Идрисова, учитывая численность нашего населения и охваты отечественной системы образования.

«Предположу, что многие страны с большим населением могут иметь схожие или даже меньшие цифры. Это подчеркивает значительный интерес наших студентов к получению образования за пределами страны и, возможно, указывает на необходимость улучшений в нашей национальной системе образования, чтобы она соответствовала международным стандартам и удерживала талантливую молодежь в стране.

Возвращение студентов, получивших образование за рубежом, не менее важно для Казахстана. Эти студенты приносят с собой новые знания, технологии и методы, которые могут существенно улучшить нашу экономику и общество. Они могут стать лидерами в своих областях, способствовать развитию научных исследований, инноваций и внедрению лучших практик. Более того, они могут помогать налаживать международные связи, привлекать инвестиции и способствовать продвижению Казахстана на мировой арене. Для этого важно создать благоприятные условия для их возвращения: конкурентоспособные рабочие места, привлекательные социальные программы и возможности для карьерного роста. Поддержка и развитие различных программ играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая возможности для профессионального и личного роста наших выпускников», — отметил Идрисов.

Вместе с тем он уверен, что Казахстан имеет потенциал стать привлекательным местом для иностранных студентов.

«Наши вузы уже предлагают программы на английском языке и сотрудничают с международными университетами, что повышает их престиж и конкурентоспособность. Важно продолжать эту работу, улучшая качество образования, инфраструктуру и условия для иностранных студентов.

Развитие образовательного туризма может способствовать экономическому росту и культурному обмену, привлекать инвестиции и способствовать интеграции Казахстана в мировое образовательное сообщество. Важными шагами для достижения этой цели являются улучшение международного признания наших дипломов, участие в глобальных образовательных рейтингах и усиление академических связей с ведущими мировыми университетами», — подытожил Марат Идрисов.

По мнению другого казахстанского эксперта в сфере образования Кристины Лобановой, главные причины, по которым казахстанские студенты предпочитают обучение за рубежом, включают качество образования, международное признание дипломов, широкие карьерные перспективы и улучшение уровня английского языка. Лобанова подчеркивает, что зарубежное образование является более практикоориентированным и современным, тогда как казахстанское образование часто основывается на устаревших стандартах и теоретических подходах, передавал dknews.kz.

«Одной из главных причин является престиж. Родителям и студентам важно, чтобы диплом был признан на международном уровне. Кроме того, обучение за границей часто сопряжено с более высокими карьерными перспективами, высокими зарплатами и улучшенными условиями труда, что в конечном итоге способствует тому, что студенты остаются за рубежом после окончания учебы», — поделилась мнением Лобанова.

Она также указала, что около 90% студентов, уехавших на учебу за границу, остаются там работать.

«Причины: высокие зарплаты, хорошие условия работы и высокий уровень жизни. Студенты привыкают к этим условиям и не хотят возвращаться в Казахстан, где им трудно найти работу с аналогичными условиями и оплатой», — отметила Кристина Лобанова.

Лобанова отметила, что утечка мозгов негативно влияет на страну, так как это приводит к потере инвестиций в образование и нехватке высококвалифицированных специалистов. Это замедляет развитие различных отраслей экономики и снижает инновационный потенциал, поскольку многие талантливые ученые и исследователи уезжают работать за границу. Что такое синдром самозванца и чем он опасен

Она также подчеркнула, что зарубежное образование предлагает более современные и практикоориентированные программы. Студенты имеют доступ к лучшему исследовательскому оборудованию и материалам, а также могут учиться у преподавателей с большим практическим опытом. Это делает выпускников более конкурентоспособными на международном рынке труда.

«Наиболее популярными странами для обучения являются США, Канада, Великобритания и в последнее время — Арабские Эмираты. Эти страны предлагают высокое качество образования, международное признание дипломов и широкий выбор учебных программ», — отметила специалист.

Что касается снижения утечки мозгов, Лобанова считает, что необходимо адаптировать образовательную систему к международным стандартам, внедрить 12-летнее школьное образование, изменить подход к выбору предметов в средней школе, улучшить качество преподавания и учебных материалов, а также активнее развивать программы обмена и открытие филиалов зарубежных вузов в Казахстане.

«Эти меры могут помочь создать более конкурентоспособную систему образования, что будет способствовать удержанию талантливых студентов и специалистов в стране», — резюмировала эксперт.