Международное тестирование выявило серьезные проблемы казахстанского образования - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Международное тестирование выявило серьезные проблемы казахстанского образования

Международное тестирование выявило серьезные проблемы казахстанского образования

Казахстан в тесте PISA на творческое мышление занял 41-е место.

  • 21 Июня
  • 18098
Фото - Caravan.kz

Международная программа оценки учащихся PISA опубликовала результаты своего исследования, посвященного развитию креативности у школьников. Впервые эксперты оценили способность 15-летних подростков из 64 стран мыслить нестандартно, генерировать оригинальные идеи и находить нетривиальные решения сложных задач, передает Caravan.kz.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила третий том восьмого по счету исследования PISA – масштабной программы международной оценки учащихся, которая проводится один раз в три года. Новый том под названием «Творческие умы, творческие школы» фокусируется на данных о развитии креативного мышления у школьников из разных уголков мира.

В рамках исследования PISA проводился анализ уровня развития креативности у подростков. Эксперты сравнивали, насколько успешно 15-летние школьники из разных стран могут создавать, анализировать и совершенствовать творческие идеи в различных ситуациях. При этом учитывались такие важные факторы, как гендерная принадлежность, социально-экономический статус учащихся и специфика их школ.

Особое внимание исследователи уделили отношению руководства и учителей школ к развитию креативного мышления у детей, а также готовности учебных заведений внедрять программы, направленные на развитие творческих навыков. Важным аспектом анализа стало и влияние уровня креативности на академическую успеваемость учащихся. Полученные данные позволяют оценить, насколько эффективно образовательная система каждой страны готовит детей к решению задач, требующих нестандартного подхода.

Лидерами в развитии креативности у школьников, согласно исследованию, стали образовательные системы Сингапура, Южной Кореи, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Эстонии и Финляндии. Аутсайдерами рейтинга оказались Албания, Филиппины, Узбекистан, Марокко и Доминиканская Республика. Интересно, что в большинстве стран школьники с высоким уровнем креативности демонстрируют и отличные результаты в математике, чтении и естественных науках. Однако обратная зависимость, когда академическая успеваемость гарантирует высокий творческий потенциал, встречается значительно реже. Также исследователи отметили, что во всех странах девочки, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на креативность. Аналогичная ситуация наблюдается и с детьми из семей с более высоким уровнем дохода.

Казахстан же в этом рейтинге занял 41-е место. Результат сложно назвать удовлетворительным, что вызывает определенные вопросы. Подробнее на эту тему мы поговорили с отечественным экспертом в сфере образования, кандидатом педагогических наук, педагогом-мастером и директором издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Натальей Новосельцевой.

— Наталья Владимировна, не могли бы вы вкратце объяснить, что представляет собой тест PISA на творческое мышление?

— Отчет по итогам функциональной грамотности был опубликован ранее, и мы уже высказывались о результатах Казахстана на страницах портала Caravan.kz. А 18 июня был опубликован третий том отчета PISA-2022 «Creative Minds, Creative Schools».

Тест на креативное мышление оценивает способность 15-летних школьников продуктивно участвовать в генерации, оценке и совершенствовании творческих идей.

Как известно, международное исследование PISA проводится раз в три года и измеряет у 15-летних школьников функциональную грамотность: читательскую, математическую и естественнонаучную. Причем есть так называемый график, по которому периодически акцентируется внимание на какой-то одной области знаний. В 2018 году – чтение, в 2022-м – математика (в 2021-м не проводили из-за пандемии), в 2025-м – естественные науки, в 2028-м опять будет чтение. То есть количество заданий на чтение в 2018 году было гораздо больше, чем на математику и на естественные науки, например. Плюс с 2018 года проводятся так называемые дополнительные измерения. В 2018 году измеряли глобальные компетенции, в 2022 году – креативное мышление, в 2025 году дополнительным измерением станет владение иностранным языком (английским).

15-летние ученики стран-участниц исследования PISA обязательно проходят тест на функциональную грамотность, а вот дополнительное измерение проходят не все страны-участницы, а только те, кто проявит к ним интерес. Например, Казахстан измерял и глобальные компетенции, и креативное мышление. А вот уровень владения английским языком в 2025 году измерять отказался…

Небольшое отступление… В измерении глобальных компетенций в рамках PISA-2018 участвовали 27 стран. Казахстан занял 25-е место с результатом 408 баллов. Для сравнения: Сингапур – 1-е место (576 баллов), Канада – 2-е место (554 балла), Россия – 4-е место (537 баллов). Интересно, что после измерения в 2018 году глобальных компетенций в Казахстане появился одноименный обязательный для всех предмет «Глобальные компетенции». Сейчас этот новый предмет обязали преподавать во всех школах Казахстана. Возможно, после измерения креативного мышления нас ждёт очередное внедрение нового одноимённого предмета в школах? Справедливости ради скажем, что казахстанская типовая учебная программа по предмету «Глобальные компетенции» никак не коррелируется с целями и измерениями PISA, остается только гадать, почему этот предмет называется именно так. Видимо, авторы программы решили, как в том мультфильме: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!», и назвали сборник из разных, по сути, предметов общим названием «Глобальные компетенции».

В 2022 году основным тестом был тест по математике, а дополнительным – тест на креативное мышление. Все задания PISA имеют так называемые уровни сложности: от первого до шестого. По этим достигнутым 5-6 уровням определяется потенциал нации. Иными словами, чтобы понять, хорошо или плохо страна демонстрирует свои те или иные навыки, надо смотреть, сколько процентов учеников демонстрируют высшие 5-6 уровни.

— Наше место – 41-е из 64. Ваше мнение – можно ли назвать это провальным и пессимистичным результатом? Что, на ваш взгляд, повлияло на такие итоги и какие выводы напрашиваются?

— Наше место 41-е из 57 стран. Остальные страны в рейтинговой таблице даны с примечаниями по оценке, и они не входят в общий рейтинг.

Провальным можно назвать результат Казахстана в 2018 году в измерении глобальных компетенций. Креативное мышление – результат не менее печальный. От среднего показателя всех стран OECD мы отстаем на 9 баллов, от лидера — на 17 баллов. Только каждый десятый школьник показал 5-6 уровни креативного мышления по шкале PISA, в то время как в Сингапуре это каждый второй, в Эстонии – каждый третий.

Что повлияло на такой результат, и что делать, чтобы исправить ситуацию? На мой взгляд, все взаимосвязано. Если по функциональной грамотности чтения у страны низкий результат, то и все остальные показатели будут низкими. Ведь все задания надо читать и понимать. Выводы по результатам PISA – учиться, учиться и еще раз учиться! Учить учителей, причем это должны быть преподаватели всех предметов, учить надо стратегиальному чтению. Если мы будем на каждом уроке использовать стратегии чтения, то тогда только будет результат. Рецепт для учеников – чтение научно-познавательной литературы на родном языке. Это тоже даст прирост результата по всем измерителям PISA.

— Насколько я понял из отмеченного вами в комментарии в соцсетях, существуют нюансы, которые не следует оставлять без внимания: количество проходящих тестирование учеников, языковой фактор, разница между городскими и сельскими школами. Не могли бы изложить поподробнее?

— Если сравнивать количество учеников, которые участвуют в исследовании по отдельным странам, то есть страны, где учеников настолько мало, что в исследовании участвуют практически все 15-летние ученики, которые учатся в этой стране. Это Эстония, Финляндия, например. То есть их результаты можно считать самыми «чистыми». У нас же в Казахстане из 300 тысяч 15-летних школьников участвуют несколько тысяч. И хоть говорят, что школы-участницы генерируются случайным выбором, но, когда я вижу список этих школ, то понимаю, что все они достаточно сильные и даже элитные. Разница между городскими и сельскими школами в пользу городских всегда была и, думаю, останется еще много лет. Разница в ответах на русском и казахском языках тоже всегда была в пользу русского языка, но эта тема – табу, ее нельзя ни озвучивать, ни поднимать. Лишь однажды в Концепции развития системы образования Казахстана была озвучена разница, и она была колоссальной. Цитата: «Результаты международных сопоставительных исследований свидетельствуют о значительном разрыве в показателях между обучающимися на государственном и русском языках в пользу вторых. Согласно результатам PISA-2018 по читательской грамотности обучающиеся на государственном языке показывают результат на 70 баллов ниже обучающихся на русском языке, по естественнонаучной грамотности – на 65 баллов, по математической грамотности − на 38 баллов». А разница в 70 баллов – это 2,5 года обучения… Для сравнения, в Эстонии такой разницы нет, на эстонском результаты чуть выше, чем на русском. В Казахстане большинство ответов на казахском, но качество ответов значительно ниже. Пусть меня закидают тапками, но это правда…

Мы, как издательство, также заинтересованы в выпуске учебников, научно-популярной литературы для детей, книг, которые помогут исправить ситуацию с функциональной грамотностью в лучшую сторону. Помимо заданий на функциональную грамотность в учебниках издательства есть значки, сигнализирующие о целях устойчивого развития (ЦУР), о ценностях казахстанского образования. В 2024 году вышли книги, адресованные педагогам, которые, как надеются авторы и издатели, помогут в решении проблемы читательской грамотности. Обе книги впервые издаются в Казахстане. Это книга Е.С. Романичевой, Г.В. Пранцовой «Функциональное чтение: теория и практика» и книга Е.С. Романичевой «Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технологии (курс лекций для учителей)».