В историю окунулся корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Наш паровоз вперед летит
С 1913 года главной казахстанской новостью газет Российской империи стало строительство Семиреченской железной дороги. О ней говорили больше, чем сейчас о строительстве атомной станции, проекте ЛРТ и «Экспо-2017». Этой теме уделяли внимание и провластные газеты, и оппозиционные издания, и даже развлекательные журналы для домохозяек.
Строительство Семериченской железной дороги обсуждалось с разных ракурсов. Патриотические издания, верные государю-императору, не жалели чернил, чтобы рассказать народу, насколько важен этот проект для укрепления экономической и военной мощи Российской империи. Либеральные и социалистические газеты аккуратно соглашались, что проект этот интересен, но царю-батюшке было бы лучше пустить эти немалые средства на более благие цели. Например, строить школы в российских деревнях или больницы для бедных. Дескать, государству от таких мер пользы будет больше, чем от пускания паровозиков по безлюдным степям.
Не обходилось и без разоблачительных статей, пытающихся разобраться, куда очередной подрядчик дел казенные деньги.
Сейчас сложно сказать, являлись ли эти статьи настоящим журналистским расследованием, или это был голимый черный пиар для устранения конкурентов. Но одно можно сказать наверняка — проплаченные материалы точно существовали.
Так, в воскресном приложении к популярному журналу «Нива» за февраль 1914 года вышла любопытная статья от том, что жителям безводных степей Туркестанской губернии просто необходимо пить минеральную воду «Кувака», потому что только в ней содержатся все необходимые в суровом климате вещества. Такой вывод аргументировался «европейскими светилами медицины», имена которых история не сохранила, если они вообще существовали.
Губит людей вода
Впрочем, и сама статья с топорно сделанной рекламой, скорее всего, канула бы в Лету, если бы не грандиозный коррупционный скандал, связанный с именем владельца торговой марки.
Обер-камердинер Двора Его Императорского величества Николай Воейков вдруг решил, что водичка из родника в его имении Кувака, под Пензой, лучше всех целебных вод на свете, и решил напоить этой минералкой мир.
Хоть «Кувака» и содержала полезные минералы, по целебным свойствам она уступала водам из Кавказа. Тем не менее Николай Воейков для раскручивания бренда использовал самые грязные способы. Включая злоупотребления властью и связи при дворе. Шитая белыми нитками статья про необходимость «Куваки» для киргиз-кайсаков — это всего лишь ловкое использование шумихи вокруг Семиречинской железной дороги. Сейчас это назвали бы хайпом.
А вот статья о том, что русским солдатам на передовой (Первая мировая как раз в эти годы была в разгаре) необходимо пить «Куваку» — это уже верх цинизма. Благодаря связям Воейкова ящикам с минералкой была присвоена первая степень важности при перевозках по железной дороге. То есть на фронт и в города, где есть проблемы с поставками продуктов и медикаментов, первым делом поступала «Кувака». Порой минералку привозили прямо в окопы, где бойцы ждали поставки боеприпасов.
Если бы в те годы существовали смартфоны и Интернет, то наверняка какой-нибудь генерал Корнилов выложил бы ролик на фоне ящиков «Куваки» с репликой: «Романов! Воейков! Где снаряды?»
Вы думаете нам, царям, легко?
Впрочем, статья о пользе «Куваки» для здоровья степняков — не единственный случай так называемой джинсы. Реклама тогда практически не регулировалась, что давало абсолютную свободу креативщикам того времени.
Особенно не жалел денег на вирусный маркетинг предприниматель Николай Шустов. Он нанял целую команду пиарщиков и поддерживал любую, пусть даже самую безумную, идею, лишь бы название его коньяка появлялось в газетах как можно чаще.
Так, в газете «Петербургский листок» за сентябрь 1906-го появилась забавная заметка. В ней говорилось, что некий бай во время визита в Семипалатинск отведал в трактире шустовский коньяк и стал кричать, будто он теперь не бай, а самый настоящий царь, ибо только царям доводится пить такой божественный нектар.
На первый взгляд, история с перепившим баем похожа на правду. Если верить заметке, то он выкушал в трактире целую бутылку, а это до введения метрической системы — чуть больше 600 мл. Для человека, не пившего ничего крепче кумыса, доза и правда убийственная.
Но годом ранее в «Биржевых ведомостях» вышла очень похожая заметка, но там после шустовского коньяка болгарский князь возомнил себя императором всея Европы. В это верится слабо: где-где, а уж на Балканах люди к крепким напиткам привыкшие.
Сейчас мы можем смеяться над наивными предками, которые свято верили в эту чушь, но ведь три года назад самые солидные издания писали, как Криштиану Роналду на пресс-конференции брезгливо отодвинул от себя банку кока-колы.
Сдается мне, что ты, мил-человек, либерал
Если сравнивать газеты, которые существовали более века назад и нынешние СМИ, то издания того времени больше напоминают блоги на Фейсбуке или ЖЖ, а не новостные порталы. Практически все статьи крайне субъективны, в них не приводятся мнения противоположной стороны. не указывается источники, а автор не брезгует и прямыми оскорблениями в адрес неугодных. Особенно это заметно в вопросах, касающихся политики.
Что может быть плохого в том, что в 1910 году учитель Астраханской губернии Илеусин Бюйрин решил издавать газету на казахском языке, а статскому советнику Гаджи Тагиеву эта идея понравилась, и он ее охотно поддержал.
Еженедельник «Русь православная и самодержавная» отличался крайне радикальными взглядами на политику. В наше время это издание, скорее всего, было бы признано экстремистским. Тем более, что почти все сотрудники редакции состояли в «Союзе русского народа», то есть в ультранационалистической организации, считающей, будто все беды державы пришли от иноверцев и инородцев.
Им не нравилось, что газета использует арабскую вязь и таким образом может передавать скрытые сигналы исламским радикалам. Писали, будто цензоры, владеющие казахским, в заговоре с киргиз-кайсаками и поэтому будут пропускать опасные материалы. А тот факт, что у издания появились покровители при дворе, означает лишь одно: готовится страшное покушение на царя-батюшку, и вместо него трон займет мусульманин, который указом запретит веру христианскую.
Газету «Казакстан» бичевали даже за название. Националисты считали, что окончание «-стан» несет угрозу империи, потому что это явный признак насильственной исламизации государства.
Логику в этом высказывании искать бесполезно, потому что ее просто нет. Авторы мерзких статеек вообще не использовали никаких фактов. Даже у одного и того же автора редактор мог проживать то в Казани, то в Уральске, то в Оренбурге, зато на эмоции писаки не скупились, красноречиво описывая ужасы, которые ждут православных, если не прекратить это безобразие.
У подобного бреда находились поклонники, но, к счастью, их было немного, и тиражи расходились плохо. Только вливания состоятельных черносотенцев помогали изданию держаться на плаву. А вот у газеты «Казакстан» влиятельных покровителей не было. Травлю она переживала тяжело, и 16 февраля 1913 года вышел последний номер издания.
Прошло больше века, но и сейчас едва ли не в каждом втором посте Фейсбука на политическую тему встречаются мнения, будто причина всех бед той или иной страны — коварные соседи, которые под невинными затеями прячут коварные планы по порабощению ее граждан.
Это был Казахстан. Мы выживали как могли
Если политические газеты того времени напоминают нынешний Фейсбук, то популярные газеты для большинства похожи, скорее, на современный Ютуб.
Новости из мира моды, кулинарные рецепты, истории из светской жизни и путевые заметки.
Именно в путевых заметках из российских дореволюционных журналов упоминания Казахстана встречается чаще всего. Сейчас бы это назвали тревел-блогом.
Это неудивительно. Описанием достопримечательностей Европы никого не удивить, об этом не писал только ленивый, рассказывать про российские города никому не интересно, почти все они похожи друг на друга, а путешествия в неизведанные края вроде Африки или Южной Америки доступны далеко не каждому, и авторы заметок из далеких стран требуют за свое творчество огромные гонорары, такие, какие потянет разве что очень крупное издательство.
А потому тысячи российских обывателей с замиранием сердца читали на страницах «Нивы», «Поволжского вестника» и журнала «Северный край» как путники, волею судеб оказавшиеся в наших краях, страдали от мучительной жары, пронизывающего ветра, противных насекомых, любой стужи и жажды, зато имели счастье любоваться бескрайними просторами степей и живописными горами, которые в своей, как писал один путешественник «первобытной дикости» трогают сердце больше, чем горы Крыма и Кавказа.
Сложно сказать, правда ли путешествия по нашим краям были так уж тяжелы. Казахстанский климат не так уж разительно отличается от климата в некоторых регионах России, и намного мягче, чем в Сибири или на севере империи. Скорее всего, авторам хотелось придать строкам больше драматизма, ведь поездки по нашим просторам чаще всего представляют собой многочасовые качания в кибитке, когда пейзаж не меняется целыми сутками.
Попробовать незнакомую кухню тревел-блогеры любят и сейчас, а тогда описания «ветчины из конского мяса» и «очень жирной похлебки с кусками теста и баранины» могли занимать до половины путевых заметок.
Это было далеко и неправда
В старых газетах был и свой ТикТок. Несколько коротеньких заметок на последней полосе на журналистском жаргоне того времени называли «смесь». Сатирик Аркадий Аверченко в одном из своих фельетонов остроумно рассказал, как пишется эта «смесь». Обычно редакции доверяют эту работу студентам, готовым писать за гроши, но при этом обладающим богатой фантазией. Хоть газеты и указывают, будто сенсационную новость им прислал собственный корреспондент по телеграфу, сочиняется это чаще всего в ближайшей пивной и никакого отношения к действительности не имеет.
Важное условие для написания «смеси», чтобы действие происходило где-то совсем на задворках империи. Заграничные новости душу обывателя трогают не так, а если писать, будто невероятное событие произошло где-то под Рязанью, то есть большая вероятность, что обман вскроется. По этим причинам Казахстан попадал в «смесь» довольно часто.
Так, «Саратовский листок» в 1906 году писал, будто купец из Петропавловска покончил с собой, потому что жена отказывалась целовать его после того, как он выкурит папиросу.
Газета «Архангельск» в 1902 году рассказывала, как батюшка одной церквушки под Усть-Каменогорском грозил предать анафеме мужичка, который назвал своего поросенка Архиереем.
«Биржевые ведомости» в марте 1913 года поведали жуткую историю о гимназисте из Верного, который повесился на чердаке из за того, что получил двойку по арифметике.
Неужели и тогда подростки сводили счеты с жизнью, как и сейчас, из-за результатов ЕНТ?
Скорее всего, это фейк, ведь во времена отсутствия Интернета новость издалека проверить было невозможно.
Тем не менее в мартовском номере газеты «Семериченские областные новости», которая издавалась непосредственно в Верном, об этой трагедии нет ни слова.
Первую полосу издания занимают мировые новости, реклама весенней модной коллекции и обращение к читателям с напоминанием продлить подписку. На остальных полосах идут совсем местечковые новости и объявления.
Все- таки южная столица всегда была тихим, спокойным городом.
Если российские дореволюционные газеты вспоминали Казахстан нечасто, то шанс отыскать что-то о наших степях в европейских изданиях совсем минимален. Разве что на последних полосах прячется крошечная заметка, набранная самым мелким шрифтом, что какой-нибудь путешественник из Лондона по пути в Индию посетил Туркестан.
Тем удивительнее было найти упоминание Казахстана на первой полосе французской газеты L'Étoile. В выпуске от 6 марта 1822 говорится, что:
«30 января 1822 года многочисленные польские солдаты Наполеона, до сих пор находившиеся в плену у русских, по дороге в Тобольск были похищены казахами, увезены в степи и проданы в рабство бухарскому хану»
Дальше редакция L'Étoile призывает европейских граждан объединиться и выкупить несчастных у азиатского тирана.
Так что и политические петиции в защиту соотечественников, пострадавших от произвола властей на чужбине — отнюдь не сегодняшнее изобретение.