В это вопросе разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
История эта началась 27 марта 2024 года. Тогда на совещании правительства молодой премьер-министр Олжас Бектенов потребовал приостановить работу энергоснабжающих организаций (ЭСО), которые необоснованно завышают стоимость электроэнергии. Так новый премьер решил бороться с «непродуктивными посредниками».
Буквально на следующий день Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) разослал всем ЭСО письма, в которых сообщил, что действие их лицензий прекращается с 1 апреля, поэтому, мол, сдавайте дела и бумаги местным энергосбытам и до свидания, мы сами разберемся с ценами.
22 апреля сайт премьер-министра сообщил, что «работа нерегулируемых ЭСО была приостановлена». В это же сообщение было включено яркое уточнение: «…ЭСО, которые работали на рынке с 2004 года и могли самостоятельно устанавливать размер тарифов для бизнеса и ряда бюджетных организаций. При этом прибыльность таких компаний, как показывает анализ, составляла порядка 30-50 % или 5-20 тенге за 1 кВтч. Полученная прибыль нерегулируемых ЭСО не направлялась на модернизацию энергетической системы».
То есть ни в канцелярии премьера, ни в министерстве энергетики никто не знает, как работает рынок электроэнергии, зачем были нужны ЭСО и какую роль эти ЭСО выполняют. Иначе бы они постеснялись выдавать вот такой «анализ».
17 энергоснабжающих компаний Астаны подали иск против КРЕМ в административный суд города.
В мае суды решили, что дела надо объединять и принимать одно для всех решение. Скорее всего, как пример и для других регионов: ЭСО в других областях подают на КРЕМ такие же иски. И 20 мая суд состоялся. И он прошел неожиданно быстро – всего за пару часов — и принял такое же неожиданное решение.
На суде присутствовали представители третьих сторон: министерства энергетики, Агентства по защите конкуренции, палаты "Атамекен". Государственные органы не смогли объяснить суду, на основании каких законов они приняли решение о приостановлении лицензий. Они говорили, что это нужно для блага населения, но суд объяснил им, что решение государственного органа должны основываться не на каких-то эфемерных благах, а на основании законов.
Суд указал, что на портале e-license.kz все лицензии отмечены как действующие. В Казахстане, отметил он, работает закон «О разрешениях и уведомлениях» и согласно ему все действия с лицензией должны происходить в электронном формате и отражаться на портале. Так вот на портале статус лицензии не поменялся. Значит, решил суд, действия государственного органа по приостановлению лицензии фактически не совершены. А вот письмо КРЕМ в KEGOC и ЭСО носит рекомендательный характер и необязателен к исполнению.
В итоге судья сказал истцам, что если ЭСО понесли из-за этого решения негативные последствия и убытки, то они имеют право эти убытки взыскать с виновных лиц. А виновным лицом суд считает не государственный орган, а контрагента ЭСО – KEGOC. Это он принял документ КРЕМ к работе.
На национального оператора электрических сетей ЭСО уже подали в суд. Вернее, на региональные управления KEGOC. И мнение судьи таково, что национальной компании придется платить. Другой вопрос — сколько?
Ануарбек Скаков считает, что 17 компаний ЭСО из Астаны будут подавать иск на возмещение убытков с апреля по декабрь включительно. То есть за девять месяцев. По грубым прикидкам сумма иска будет 18 млрд. Это только по Астане.
Если перенести эти убытки на всю страну, то оценка ущерба возрастает уже до 60-80 млрд тенге! Сумма гигантская, так как вся прибыль KEGOC за 2023 год составила 43,4 млрд тенге. Иначе говоря, национальная компания в перспективе может заплатить всю свою прибыль за два года работы тысяч человек.
Такой иск ставит под вопрос получение доходов от нацкомпании в бюджет страны. При том, что и президент, и премьер требовали от всего квазигоссектора максимальной отдачи выручки в бюджет страны.
И тогда возникает новый вопрос: кто будет виновен в отказе KEGOC работать с ЭСО?
Формально это будет руководство KEGOC. У компаний, которые подали иск на КРЕМ, есть письма, в которых им отказывают в работе и руководители управлений, и руководство самой нацкомпании. Но они получили прямое поручение сделать это от самого премьер-министра Олжаса Бектенова. На основании этого поручения КРЕМ «отменил» все лицензии и передал все дела уже в KEGOC. Тогда все шишки падут на премьера?
Но! 3 апреля Мажилис уже принял в первом чтении законопроект, ликвидирующий нерегулируемые ЭСО в Казахстане. Принимая такие меры, государство надеется, что рост тарифов прекратится или хотя бы замедлится. Правда, получается все пока криво и косо. И тогда виноватым будет Мажилис?