Первые скрипки - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+23 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Первые скрипки

Первые скрипки

Умение поддержать разговор на тему чемпионата мира по футболу вот уже почти месяц является правилом хорошего тона. Особым спросом пользуется любая дополнительная информация об игроках, чье выступление в Японии и Корее вызывает повышенное внимание.

  • 27 Июня 2002
  • 728
Фото - Caravan.kz

Поэтому надеюсь, что у читателей «Каравана» вызовет интерес новая порция моих наблюдений за самыми яркими солистами команд -участниц чемпионата мира. Местами охоты за звездами стали не только трибуны стадионов, хотя и с них можно подметить многое из того, что оказалось за кадром телевизионной трансляции.

У журналиста, аккредитованного на чемпионате, есть и другие возможности для получения информации к размышлению. Аккредитация, например, позволяет попасть на предматчевую тренировку любой сборной, после которой футболисты открыты для прессы. Наконец, за звездами можно еще поохотиться и в смешанной зоне, которую им волей-неволей приходится преодолевать, чтобы после игры попасть в автобус своей команды.

Увидеть Фигу — и все забыть

Очень жаль, что лучший футболист мира 2001 года Луиш Фигу вынужден был отправиться в ряды зрителей уже после первого группового раунда борьбы.

Когда еще в феврале я отправлял в организационный комитет мирового первенства список матчей, которые хотел бы увидеть в ходе группового раунда, то на 14 июня свой выбор сделал в пользу поединка Португалия — Корея исключительно ради того, чтобы живьем увидеть Фигу.

Арбитр этой встречи аргентинец Анхель Санчес с португальцами, мягко говоря, не церемонился. Уже на 27-й (!) минуте — в середине первого тайма — он удалил с поля Жоау Пинту. А в середине второй половины — на 66-й минуте — оставил европейцев вдевятером, показав красную карточку Северу Бету. Кстати, единственный гол в этом матче корейцы забили после того, как с поля был изгнан Бету. Да и на протяжении всего поединка арбитр из Аргентины использовал практически каждую возможность для того, чтобы максимально испортить жизнь сборной Португалии.

Казалось, все в тот день было против нее — численное меньшинство, «мертвая хватка» судьи, рев более чем пятидесяти тысяч болельщиков, яростно поддерживающих хозяев поля. Но, несмотря на все невзгоды, Луишу Фигу даже в таких условиях удалось вновь доказать, что он — футболист высочайшего класса.

В дебюте встречи Фигу был мало заметен. Впрочем, в рядах португальцев немало игроков, выступающих за всемирно известные клубы. В самом сильном на сегодняшний день национальном чемпионате — первенстве Италии — Фернанду Коуту зарабатывает на жизнь в «Лацио», Руй Кошта — в «Милане», Сержиу Консейсау — в «Интере», Нуну Гомеш — в «Фиорентине». Между тем о том, чтобы попасть в такие суперклубы, как «Лацио», «Интер» и «Милан», нынче мечтает любой футболист. Не стоит забывать и про игроков сборной Португалии, выступающих за популярные команды Англии и Франции. В конце концов, не случайно многие специалисты называли португальцев до чемпионата одними из фаворитов.

После того как с поля был удален Жоау Пинту, они не дрогнули, играя на равных с превосходящими по численности одержимыми соперниками. Но очень сложно даже предположить, как развивались бы события, если на поле бы не было Фигу.

Своими действиями и поведением он вселил уверенность в партнеров по сборной, объединил их идеей «сделаем все, чтобы выстоять».

Пахал Фигу, как минимум, за двоих. Он был организатором практически всех атак португальцев, не забывая выкладываться на все сто в обороне. Причем Луиша Фигу корейцы сбивали с ног гораздо чаще, чем кого-либо из соперников.

Заведись Фигу в одном из таких эпизодов или возмутись на виду у всех спорным решением арбитра, и это запросто могло вызвать волну возмущения партнеров по команде, вывести их из себя и сделать ситуацию бесконтрольной. Луиш это прекрасно понимал и, едва поднявшись с травы, вновь и вновь наводил страх на оборону корейской сборной.

Еще одна примечательная деталь: Фигу не взывал к сознанию своих партнеров, ключ к их сердцам он находил точными пасами или помощью в отборе мяча. За всю эту тяжелейшую и драматичную игру я ни разу не увидел, чтобы Луиш выразил неудовольствие ошибкой кого-либо из футболистов Португалии или прикрикнул на кого-нибудь из них. Он без устали вел всех на новый штурм или же снова не щадил себя в обороне.

И вот что удивительно: столь бешеная нагрузка не мешала Фигу демонстрировать мастерство экстра-класса при пробитии штрафных, подаче угловых и при передачах мяча партнерам. Поразительно, но факт: практически каждый ход Луиша таил в себе реальную угрозу для корейцев.

Трудно сказать, чем закончился бы поединок, не удали Анхель Санчес второго португальского футболиста. Ведь европейцам и так было страшно тяжело, когда они бились вдесятером против одиннадцати летучих корейцев.

Но девять против одиннадцати — это уж слишком.

Как повел себя в этой катастрофической ситуации Фигу? Он продолжал бороться, держа в постоянном напряжении двух, а то и трех противников!

Лишь однажды Луиш на мгновение потерял хладнокровие. Защитник команды Кореи грубо и откровенно сбил его вблизи штрафной площадки. Штрафной удар Фигу мастерски пробил выше стенки, но все же перекрутил мяч. Стадион облегченно вздохнул. Мяч пролетел рядом со штангой. Лидер португальцев в этот момент непроизвольно схватился за голову. Он понимал: судья в другой раз отнесется к делу строже и свистком постарается разрядить обстановку за секунду-другую до грубого нарушения правил… Как в воду Фигу глядел.

После матча лучший футболист мира 2001 года заявил:

— Сборная Кореи — хорошая команда и имеет фантастическую поддержку своих фанов. Она помогла победить. Мы разбирали предыдущие игры корейцев, но против нас они сыграли гораздо сильнее, чем можно было ожидать. До чемпионата мы верили, что дойдем до финала. А до матча со сборной Кореи надеялись, что фортуна повернется к нам лицом. У нас были моменты для взятия ворот. К сожалению, мы ими не воспользовались.

Заметьте, лидер сборной Португалии не стал сыпать проклятиями в адрес арбитра. А ведь мог бы. Не стал же, возможно, потому, что понимал: если человек, считающий себя сильным, причину неудачи сваливает на обстоятельства, значит, он перестает быть сильным. Прежде всего перед самим собой. А это — верный залог будущих поражений.

Он не Роналдо, он — другой

— Наша защита и опора — три «Р»: Роналдо, Ривалдо и Рональдиньо, — говорят комментаторы бразильского телевидения. Да и журналисты других стран начинают ставить 22-летнего Рональдиньо Гаушу в один ряд со своими суперзвездными соотечественниками.

Кстати, настоящее и полное имя этого футбольного вундеркинда звучит так: Роналдо ди Ассис Морейра. Но ему пришлось стать Рональдиньо Гаушу, поскольку на момент его выхода в свет мир знал уже одного Роналдо.

Внешне они тоже похожи. У обоих в просвете между губами постоянно видны зубы. У Гаушу даже, может быть, больше видны. Но клички Зубастик у него уже точно не будет. Она намертво приклеилась к Роналдо.

Зато есть одно внешнее отличие, благодаря которому трудно спутать, кто в этой паре кто. Это прическа. Вернее, у Роналдо ее нет вообще. Волосы он сбривает, и даже бразильские журналисты сейчас затрудняются сказать, когда у их любимца была иная прическа. У Рональдиньо на голове — целая копна черных волос. Они спадают до плеч замысловатыми траекториями.

Рональдиньо нет дела до того, что у него на голове. Он живет одним футболом. Впрочем, Гаушу не только внешне производит впечатление романтика. Его манера игры также пронизана романтикой, которую бразильский футбол давно утратил. Те же Роналдо и Ривалдо — совсем не виртуозы-импровизаторы. Они скорее мощные агрегаты, способные на себе протащить одного или даже двух защитников. Даже на этом чемпионате был ряд случаев, когда Роналдо соперники тянут за футболку, а он все равно прет вперед.

Сейчас эра мощных таранов типа Роналдо или двужильных атлетов-прагматиков типа Ривалдо.

Поэтому, хотя о Рональдиньо и заговорили громко еще года три-четыре назад, элитные клубы Европы не стали швырять деньгами ради того, чтобы непременно заполучить его. Вот и получилось, что футбольный вундеркинд застрял в Бразилии, в «Гремиу», на четыре с половиной года. Наконец летом прошлого года он перешел во французский «Пари Сен-Жермен». «Пари Сен-Жермен», спору нет, неплохой клуб, но далеко, по европейским, а значит, мировым меркам, не элитный. В общем это — не «Интер», где зарабатывает на жизнь Роналдо, и не «Барселона», в которой солирует Ривалдо.

Впрочем, после четвертьфинальной игры с англичанами футбольный мир взглянул на Рональдиньо совсем по-другому. И, может быть, даже впервые десятки бразильских журналистов, толкая друг друга в смешанной зоне, прежде всего ждали не Роналдо и Ривалдо, а его, Рональдиньо Гаушу.

Напомню, что, проигрывая по ходу матча англичанам 0:1, бразильцы победили 2:1 и вышли в полуфинал. Сначала, под занавес первого тайма, Рональдиньо, как заправский слаломист, прошел трех защитников. Проиграв единоборство, они бросились вдогонку. Еще мгновение — и беглеца просто бы смяли. Но погоня за Рональдиньо вынудила англичан позабыть о Ривалдо, мчавшемся по правому флангу параллельным курсом. Пас. Ривалдо бьет по воротам. Гол!

И все же главным героем этого эпизода специалисты и журналисты дружно назвали Рональдиньо.

А на пятой минуте второго тайма он забил просто умопомрачительный гол со штрафного. До ворот было метров 35, не меньше. Рональдиньо разбегается, бьет, и мяч, просвистев над стенкой, точнехонько влетел в дальний левый угол под самую перекладину. Причем опытнейший голкипер англичан Дэвид Симэн на этот удар даже не среагировал.

Спустя семь минут судья удаляет Рональдиньо, и бразильцы остаются вдесятером. Однако это был как раз тот случай, когда удаление не вызвало гнева, а, напротив, только добавило бразильцу популярности…

В пылу борьбы Рональдиньо и защитник англичан Дэнни Миллз ринулись на мяч с разных сторон, стараясь достать его, как говорят футболисты, прямой ногой. Это запрещено правилами. И так получилось, что в столкновении бразилец бутсой въехал в ногу Миллза. Причем опоздай он на секунду, то уже англичанин протаранил бы его. К счастью, обошлось без травмы. К тому же видно было, что у Рональдиньо не было намерения специально травмировать соперника. Тем не менее мексиканский арбитр Фелипе Рамос Ризо показал красную карточку…

И тут весь мир увидел недоуменное, растерянное лицо Рональдиньо. Бразилец просто опешил, затравленно улыбался, и по глазам читалось, что он просто не может понять, почему его удаляют с поля.

Это мальчишеское замешательство увидели все и сразу поняли — именно такого романтика-импровизатора, играющего не разумом, а душой, недоставало мировому футболу многие годы.