Около 4000 студентов из 36 вузов и колледжей помогают учителям в четырех сотнях школ Алматы, Астаны, Карагандинской, Кызылординской, Алматинской и Жетысуской областей в рамках проекта «Менiн бауырым». Пока это только «пилот».
Прокомментировать ситуацию «Караван» попросил педагога, кандидата наук, эксперта ЮНЕСКО Василия Шахгулари.
Новое время, новые проблемы, новые подходы
— Чья это идея? Откуда она?
— Идея – министра просвещения Гани Бейсембаева. Потом подключилось министерство науки и высшего образования. Да, в некоторых странах есть что-то похожее. Но наш формат сильно отличается. Студенты 3-4 курсов, в основном будущие педагоги, практикуются непосредственно в школах в качестве волонтеров. Погружаются в среду, в которой им предстоит работать в будущем: вникают в процесс обучения, воспитания, нюансы, детали.
— В какие именно?
— Например, развитие определенных качеств учеников. Это связано с их воспитанием (тут есть проблемы), с определением их возможной будущей профессии (здесь тоже проблемы), с информационной безопасностью (эту проблему в парламенте давно обсуждают – прежде всего, буллинг), с формированием благополучия детей в современной школе. С устранением конфликтов между учениками и учителями, между самими школьниками, между школьниками и родителями.
— А сама школа не может эти вопросы решить на своем уровне?
— Ну-у-у… (покачивает головой) в какой-то степени пока не может. Далеко не все педагоги и классные руководители знают, как решать эти вопросы. А тут приходят на помощь молодые люди, которые лучше понимают, чем дышат сегодняшние школьники. Предварительно они прошли обязательные курсы по специально разработанной программе, ведут дневник волонтера.
— Василий Вачикович, а кто эти волонтеры?
— В основном будущие педагоги, в том числе и социальные. Конечно, «предметники». Еще психологи, юристы, айтишники… У нас целый отряд тренеров. Обучают по регионам через вебинары. Но есть и оффлайн-семинары, и тренинги. У меня есть своя разработка в этом направлении – подготовка тренеров в области научных подходов к работе с детьми с девиантным поведением – школьников с разными отклонениями. Их еще называют «трудными». Есть специальная методика, которая позволяет получать хорошие результаты. Координатор – Национальный научно-практический институт благополучия детей «Оркен», который и запустил этот проект. В нем также участвуют управления образования в регионах, учебно-методические центры, вузы. Этот «пилот» нацелен на создание более комфортных условия для воспитания и обучения детей.
— Когда его запустили?
— Активно – полгода назад. Результаты будем оценивать по итогам учебного года. Какие-то выводы сделаем. Надо – внесем коррективы и будем продвигать проект во все области Казахстана.
— Обучить и внедрить?
— Да. И получить результат.
— А кто и по каким критериям будет оценивать результаты «пилота»?
— Хм-м-м… Наверное, сами школы. Отзывы пойдут именно от них.
— А от родителей?
— Естественно! Они отвечают за воспитание ребенка. У нас есть центр педагогической поддержки родителей, где мы готовим их к решению определенных вопросов, связанных с поведением «неблагополучных» детей. Это отдельная, трудная тема. Тут нам на помощь идет психологическая служба для родителей – мы сумели ее организовать. Для родителей сделали семинары и вебинары. Есть служба круглосуточных контактов. Нам повезло: удалось создать команду, которая уходит от процентных оценок работы школы и переходит к качественным в учебно-воспитательном процессе.
— Я правильно понимаю, что в этом проекте упор сделан на индивидуальную работу волонтера со школьниками?
— Да! Еще есть тренеры, которые могут подсказать, как лучше действовать в сложных ситуациях. Мы постоянно вносим в проект коррективы. Учитываем требования директоров школ, учителей. Есть обратная связь. Невозможно предугадать разные ситуации.
— А конфликты и споры были?
— Ну, школа, (печальная ухмылка) – это изначально закрытое учреждение. С одной стороны это правильно. Нехорошо, когда там постоянно какие-то эксперименты проводят. Есть негативный опыт. И второе: у опытных педагогов с многолетним стажем есть опасения: что эта молодежь может нам дать?
— Яйца курицу не учат?
— Этот психологический момент тоже присутствует. Но педагоги-ветераны уже начинают понимать, что в школы приходит помощь.
— «Скорая»?
— Ну (улыбается), учителя понимают, что волонтеры не приходят, чтобы указывать ветеранам, как и что им нужно делать.
— Учителя со стажем не рассматривают этих волонтеров, как будущих конкурентов на рабочие места?
— У меня сегодня нет ответа на этот вопрос. Но я знаю: чем выше конкуренция – тем лучше качество продукта… Наши волонтеры со 2-го курса проходили практику в школах. Сначала просто сидели на уроках, смотрели, как надо их вести. Потом начинали давать свои открытые уроки. Комиссии потом оценивали результаты практикантов. Это серьезный отбор. Практически это подтверждение диплома о профессионализме, квалификации и верности выбранной профессии.
— И вероятное приглашение на работу после окончания вуза?
— Естественно. Я многих своих студентов заводил на практику. И немало из них через год-два после начала работы в школах стали завучами по воспитательной работе.
— Так быстро?
— У них выработались навыки коммуникативности, организаторские способности, умение слушать, чувствовать градус ситуации. Самое главное – новое поколение педагогов лучше понимает школьников. К ним выше степень доверия. Да, с одной стороны опытный учитель может дать уроки молодому конкуренту. А с другой стороны проигрывает ему в сфере информационных технологий. И сильно проигрывает. Если объединить наставника и практиканта-волонтера в одну команду – это даст хороший результат.
— Василий Вачикович, как я понимаю, итоги «пилота» подведут только ближе к новому учебному году в школах?
— Конечно, какие-то корректировки внесем. Будем решать, как дальше продвигать этот проект по стране с учетом региональных особенностей.