В истории суверенного Казахстана г-н Скляр – самый «скорострельный» премьер, пишет Caravan.kz.
Видимо, есть смысл смахнуть пыль с газетных страниц и посмотреть, кто рулил правительством республики с декабря 1991-го. Кому-то удавалось и по 3-4 года досидеть. Кому-то и полтора года хватило. Пойдем поименно.
«Дела» давно минувших дней
Первым премьером был Сергей Терещенко. С журналистами он общался вначале охотно. Но потом включил режим молчания. Очевидно, после того, как в осенью 1994-го (время отставки) стало известно, что глава правительства – вполне себе успешный бизнесмен-латифундист и долларовый миллионер. Еще и меценат и благотворитель. Оппозиционные СМИ пытались найти компромат. Но тщетно…
В октябре 1994-го Сергея Александровича сменил семипалатинец Акежан Кажегельдин – учитель истории, доктор экономических наук и выпускник Высшей школы КГБ. Именно при нем в республике началась массовая приватизация госсобственности. Кому она досталась? Да «Форбс» его знает! Списки олигархов уже много лет в нём не меняются. После отставки в октябре 1997-го Акежан Магжанович вдруг стал оппозиционером президенту Назарбаеву. И уже будучи бизнесменом-долларовым миллионером, успел выехать за границу (чекистская чуйка не подвела!), где возглавил правительство Казахстана в изгнании. Где? Конечно, в Лондоне!
На родине ему заочно впаяли 10 лет «за взятки и превышение служебных полномочий». Премьером Кажегельдин, как и Терещенко, был три года.
Нам тут не один премьер нужен!
На смену ему вызвали пропахшего потом и нефтью Нурлана Балгимбаева. Профессионал в своей отрасли. Но премьер ли? Вспоминается его скоротечное интервью в середине 1998-го. Расшифровка сохранилась. «Для такого фронта работ нам надо два премьер-министра. Или даже три. Я не успеваю. И вообще это не моя должность. Я не люблю конфликты»…
В октябре 1999-го Нурлана Утебовича сменил Касым-Жомарт Кемелевич. Дипломат вместо нефтяника. Нынешний президент, как и его предшественник, премьерствовал два года.
В январе 2002-го премьером стал учитель географии, кандидат философских наук, экс-первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана Имангали Тасмагамбетов. В июне 2003-го он вступил в битву с парламентом по поводу некоторых пунктов в законе о земельных отношениях. Напоролась коса премьера на камни народных избранников! Итог дискуссии – добровольная отставка. Заметим, что все члены правительства ее поддержали. Но полтора года во главе кабинета – это тоже срок.
Даниал Ахметов в 2003-м стал премьером несколько неожиданно. Из акимов и зампремьеров. Чем запомнился? При нем приняли программу жилищного строительства, выстроили Левый берег столицы, и за три с половиной года его премьерства частично привели в порядок правобержье столицы. За это в 2007-м Даниала Кенжетаевича сначала назначили министром обороны, а потом отправили в "ссылку" – акимом Восточно-Казахстанской области. Там чудесные места для охоты, рыбалки и размышлений…
Бомба в одну воронку дважды все-таки попадает?
В январе 2007 премьером стал Карим Масимов. Среди всех премьеров – чемпион! Первое назначение – 10 января 2007 года. Досидел там до 24 сентября 2012-го. Потом перерыв (уступил на полтора года кресло Серику Ахметову, которому в 2014-м впаяли 10 лет колонии за хищения – всего за полтора года премьерства). Правда, в 2017-м освободили…
А в 2014-м Масимов – опять премьер-министр! И еще на три года. Затем Карим Кажимканович перебрался в органы национальной безопасности. Но потом грянул Кантар-2022. И многое стало всплывать. Так много всплыло, что присудили экс-премьеру аж 18 лет с конфискацией…
Вспомнить что?
В 2016-м кабинет министров три с лишним года возглавлял инженер-строитель Бакытжан Сагинтаев. Программы развития образования и науки? АПК? Занятости и предпринимательства? «Нурлы жер»? Расширение государственно-частного партнерства? «Рухани жангыру»? Ну, тут лучше молчать, чем говорить. Денег из госбюджета в эти проекты – миллиарды вбухали. А где результаты?
В 2019-м премьером стал лауреат испанского ордена Креста первой степени «За гражданские заслуги» Аскар Мамин. В 2014-2018 годах Аскар Узакпаевич командовал железными дорогами Казахстана. И именно в эти годы испанские поезда «Тальго» стали суперпопулярными в республике. Потом г-н Мамин стал кавалером ордена Почетного легиона Франции. Почему – не совсем ясно. Видимо, чем-то заслужил. Но вот после Кантара поста премьера лишился. Три года…
На смену ему пришел математик и финансист Алихан Смаилов. Вот кому не повезло! Кантар, засуха, ковид, инфляция, коррупция, провалы госпрограмм и нацпроектов, платные автодороги. С ума сойти! Не сошел. Однако ушел в феврале. Кому-то надо было освободить «купе».
Олжас Бектенов – премьер №13.
Проблем много – времени мало
Главная его задача – возврат казахстанских денег, вывезенных за рубеж. «Возможно, она будет заключаться именно в возврате капиталов, после чего последует смена», — сказала в одном из интервью политолог Толганай Умбеталиева.
Справка «Каравана»
Бектенов начал работать в финансовой полиции в 2012 году. В 2022 году возглавил Агентство по противодействию коррупции. Там, видимо, много о многих узнал. И всех запомнил.
С 2022 году в Казахстан было возвращено 1,02 трлн тенге. Это больше 2,2 млрд долларов. Продолжение этой работы – «беспощадная антикоррупционная зачистка», писал политолог Газиз Абишев. Некоторые комментаторы говорили даже об «обеззараживании олигархата»…
Экс-премьер Алихан Смаилов не успел решить задачу ремонта стареющей энергетики страны. Только в этом году на ремонтную компанию будет выделено 380 млрд тенге. В порядок должны привести 10 энергоблоков, 55 энергетических котлов и 45 турбин. И снова надо уследить, чтобы эти деньги не разворовали.
Более «низкое» наследство Олжаса Бектенова – землетрясения. Оказалось, что Алматы попросту не готов к стихийным бедствиям. Надо выделять деньги на усиление зданий школ, больниц и детских садов, разрабатывать градостроительные нормы и навести порядок в выделении земель под застройку. Тут уже надо работать с акиматами. Что у правительства вызывает трудности.
Проблема правительства Бектенова – неспособность министров договариваться друг с другом, считает политолог Данияр Ашимбаев.
«В прошлом году начался процесс упразднения лишней опеки из администрации президента. Контроль сократили, создали новые министерства. Началась большая реформа, в результате полномочия министров увеличили. Видимо президенту уже надоело командовать правительством, его не устраивала инертность прошлого кабинета, и он поставил туда главу своей администрации чтобы заставить правительство работать и превратить его в итоге в более-менее самостоятельный орган», — поясняет Ашимбаев.
Идей в кабмине много. Проблема в том, что не создана культура их исполнения. Здесь сошлись несколько негативных моментов. Несколько сотен функций были переданы от правительства к министрам, а министры, видимо, оказались не в состоянии переварить эту работу. Пример тому – паводок. Эту проблему обозначили и в законе «О национальной безопасности», и в Водном кодексе, и в «Законе о гражданской защите», но в функционале министерств ее нет. Выяснилось, что ответственность не лежит ни на одном госоргане. И непонятно, проводили ли аудит административной реформы, — заключает политолог. — Аппарат откровенно разболтался. Предыдущий премьер тоже проводил совещания. Он угрожал министрам оргвыводами. Но угрозы не подействовали. В итоге пришлось вводить нового вице-премьера.
Это приводит к другой проблеме — отсутствию координации внутри правительства. Все ожидали, что число вице-премьеров сократят. Это было бы логично. Но в итоге выяснилось, что сильный состав министров не равно сильное правительство. Именно из-за отсутствия координации и неумения работать по горизонтали. По вертикали все у них получается, а по горизонтали — нет.
Аппарат откровенно разболтался
«Вернемся к тому же паводку. Нельзя сказать, что в правительстве не знали об угрозе паводка. Если посмотреть материалы январского совещания, то там все профильные министры подробно сообщили о проблемах. Минэкологии сообщило оценку Казгидромета. Минводхоз дал оценку водного хозяйства. МЧС провел учения подготовки госматрезерва. Но в итоге скоординировать работу оказалось некому. Скляр оказался откровенно перегружен работой, как и Дуйсенова. На них «висело» по 7-8 министерств. Более того, Скляр курирует работу с немецкими инвесторами и сопровождал президента в зарубежных поездках. И на паводки он прилетел из Шанхая. Это показывает неравномерность нагрузки внутри кабинета.
Кроме этого, возникает проблема нераспространения информации из правительства. Высшая аудиторская палата перестала публиковать результаты своей работы. В стране происходит реформа госуправления, а эти исследования даже парламент получить не может. Кто в такой ситуации должен побуждать правительство работать? Получается, что в плане контроля правительства работают только силовые органы: антикор, прокуратура, финмониторинг и агентство по антикоррупционной служба. А не тот же парламент, — отмечает Данияр Ашимбаев.
Цифры красивые – результаты не очень
«Сейчас пред нами очень масштабные цели и задачи. Если мы хотим поднять уровень экономики, нам нужны новые позиции, новый взгляд», — сказал президент Токаев, представляя Олжаса Бектенова мажилису.
Поэтому решение экономических проблем – одна из ключевых задач, поставленных перед новым премьером.
Сам Бектенов, представляя новых министров, подтвердил курс на изменения в экономической сфере. Обращаясь к Нурлану Байбазарову, он отметил, что министерство нацэкономики — «основной двигатель реформ и реализации поставленных задач по осуществлению экономического рывка». Он нацелил ведомство на активную работу без формализма, бюрократии и лишних совещаний. Бектенов также заявил, что намерен принять оперативные и решительные меры, направленные на развитие экономики страны, как поручил глава государства.
Получается?..
— Оценивая работу правительства Олжаса Бектенова, надо помнить, что это правительство на 80% старое. С ним остались практически те же вице-премьеры, которые курируют социальный и экономический блок. Политика осталась прежняя. И здесь ожидать многого не приходиться, — считает Марат Каирленов, директор консалтинговой компании Ulagat Business Group.
— Да, формально экономика растет неплохими темпами: 4,7% исходя из краткосрочного экономического индикатора. Неплохая ситуация с дефицитом бюджета.
С точки зрения финансовой дисциплины оценить сложнее. Например, в здравоохранении назревает проблема неплатежей, растет кредиторская задолженность. Хотя и министра поменяли. Но здесь важна работа и вице-премьера. А курирующий вице-премьер прежний.
По увеличению ВВП в два раза. У нас давно разрабатывается национальный план развития по росту экономики в два раза. Когда обсуждали этот план, было много замечаний. Но итоговый документ не принят. Вывод: работа застопорилась. Выполнить столь амбициозную задачу в обозначенные сроки очень непросто…- отмечает Марат Каирленов.
Ситуация осложняется геополитическими процессами, происходящими вокруг Казахстана. Бизнес страны постоянно находится под угрозой вторичных санкций США. Инфляция в стране замедляется, но к новому уровню цен подтягиваются тарифы. Остается угроза девальвации тенге. Из-за бюрократических препон бизнес постепенно бежит из Казахстана в соседние страны, особенно в Узбекистан…
Удачи Вам, Олжас Абаевич!