Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на Regnum.
По результатам исследования Нургалиевой, почти 90% лидеров казахстанской молодежи считают себя верующими. 86% из них исповедуют ислам.
«Причем половина тех, кто причислил себя к верующим, — это активно практикующие верующие, то есть, это люди, которые посещают мечеть или церковь, регулярно участвуют в пятничной молитве, раздают садака», — говорится в материалах исследования.
По мнению опрошенных, на то есть ряд причин. Среди них указывают подверженность религиозной пропаганде, избыточность информации в Интернете, отход от светского государства к религиозному и др.
Мнение лидера из Карагандинской области:
«Здесь два вопроса: вопрос религии и вопрос государственной молодежной политики. Религия дальше церквей, дальше мечетей не уходит. Да, у нас учат профессиональных теологов, которые приходят и просвещают. А вербуют где? Вербуют не в церкви и не в мечетях, вербуют в учебных заведениях, в школах, вербуют еще где-то… Это не проблема религии…»
Все опрошенные указали, что наиболее напряженными являются Атырауская, Актюбинская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области.
«Хочется сказать, что на западе часто проявляется религиозный рекрутинг, причем он характеризуется в параметрах сетевого маркетинга. То есть, в западном регионе вовлечение в ряды верующих происходит с использованием приемов современного менеджмента — есть четкая иерархия, существуют карты населенных пунктов, имеются списки сторонников и приверженцев, ведется учет новых членов религиозной ячейки, обязательно фиксируется участие в общих собраниях», — пишет автор исследования.
Нургалиева объясняет, как это происходит: сначала молодежи помогают решить какие-то определенные финансово-экономические проблемы. Причем, отмечает автор, наиболее легко подвергаются влиянию те ребята, которые приехали из села в город за лучшей жизнью. После этого начинается психологическая обработка.
«Для жителей запада стало привычным видеть на улице людей, внешний вид которых четко отражает их религиозную принадлежность — бороды, укороченные брюки, хиджабы. Для местного населения это привычная картина, у приезжих это вызывает большой шок», — пишет она.
По мнению молодежи, конфликтов на религиозной почве в Казахстане больше, чем на межэтнической.
«После того, как в 2011 году был принят закон (о религии — прим.ред.), произошло некое ужесточение, изменилась и тактика поведения условных миссионеров — с активной и агрессивной они перешли к мягкой и осторожной».
Часть опрошенных лидеров считает государственную политику в религиозной сфере достаточно сбалансированной.
Вместе с тем, высок процент тех, кто считает, что политика государства в религиозной сфере достаточно слабая — молодежь критикует работу департаментов по религии, муфтията, имамов, и распространение литературы религиозного характера.
Претензии сводятся к тому, что чаще всего эта литература является переведенной из источников, например из Турции, других регионов, причем финансовая поддержка оказывается не казахстанской стороной,
Молодежные лидеры указывали на значимость социальных сетей и роль интернета — очень много видеолекций, роликов религиозного характера, деструктивного характера, с призывами к радикальным вещам, фиксируется в сети.
Исследователь выявила людей, к которым прислушивается молодежь на тему религии: это действующий имам Арман Куанышбаев, проповедники традиционного толка Ерсин Амре и Ризабек Баталулы, депутат Бекболат Тлеухан, певец Мейрамбек Беспаев, бывший министр юстиции Берик Имашев. Блогер Дмитрий Литвиненко под псевдонимом Даут ведет свой блог, где переводит труды суннитских ученых, выставляет переводы на сайте и в социальных сетях. Также были названы и неоднозначные персоны, которые оказывают влияние на региональную молодежь, например, суфист-проповедник нетрадиционного толка Исматулла Таксыр (находится в местах лишения свободы).