Мажилис парламента в конце парламентской сессии пообещал осенью стать открытым и прозрачным для общества. Обещание давал избранный в июне председателем палаты Нурлан Нигматулин, вернувшийся в парламент после перерыва в несколько лет. О том, какие изменения произойдут в работе мажилиса, он рассказал в интервью шефу бюро Vласти в Астане Ирине Севостьяновой.
— Нурлан Зайруллаевич, ваш нынешний приход в парламент сопровождался различными экспертными оценками и предположениями: от усиления роли парламента до «далеко идущего расчета» по кадровой политике — ведь спикер мажилиса это согласно Конституции третье лицо в государстве. А вы сами как расцениваете этот пост, что это для вас?
— Для меня это, прежде всего, высокая честь и огромная ответственность перед главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, который оказал мне доверие и вновь выдвинул мою кандидатуру на руководство мажилиса, а также перед моими коллегами-депутатами, которые снова избрали меня на этот государственный пост.
— Многие предполагают, что с вашим приходом на пост спикера парламент «оживет». Есть у вас план по «оживлению»?
— План прост — мы намерены вместе с моими коллегами по депутатскому корпусу работать с полным напряжением своих сил, чтобы эффективно выполнить поставленные главой государства перед мажилисом задачи.
Для этого нами проанализированы все задачи, поставленные президентом на открытиях сессий парламента, в посланиях народу Казахстана и других его выступлениях, касающиеся законодательной деятельности. Проанализировано, что сделано и какие еще вопросы остались.
— Перед выборами неоднократно говорилось, что новый парламент должен стать более профессиональным, многопартийным. Обновление — людей — произошло, но остались прежние три партии, оппозиции нет. На ваш взгляд, добавилось у нынешнего состава профессионализма?
— Как вы правильно заметили, произошло обновление депутатского состава, причем весьма радикальное, на две трети. Увеличилось присутствие женщин, молодежи, представителей разных этносов, регионов, а также всех социальных слоев населения. Думаю, это позволит мажилису более эффективно учитывать интересы нашего общества в законодательной работе.
В парламенте есть правящая партия «Нур Отан», которой казахстанцы на выборах вновь доверили политическое лидерство, соответственно, получила абсолютное большинство депутатских мандатов и благодаря этому может влиять на формирование правительства.
И есть две другие партии — демократическая партия «Ак жол» и Коммунистическая народная партия — которые также получили места в мажилисе, победив в честной конкурентной борьбе на выборах. И члены фракций этих политических партий в ходе работы над законопроектами отстаивают принципиальные позиции своих политических программ.
— Еще одна тенденция — парламент становится более закрытым для СМИ. У журналистов нет доступа к текстам законопроектов, к пакетам поправок, вносимых депутатами. Был даже скандал — депутаты требовали лишить аккредитации журналистов, сумевших раздобыть предложения мажилисменов по республиканскому бюджету (а предложения касались увеличения финансирования ХОЗУ парламента), и опубликовавших эти предложения. С заседаний рабочих групп журналистам так долго «настоятельно рекомендовали» уйти, что ходить на них мы перестали. Будет эта ситуация меняться?
— Хочу заверить вас, мажилис парламента станет максимально открыт как для общества, так и для журналистов.
Мы заинтересованы в постоянных контактах с прессой, чтобы наши избиратели получали своевременную, объективную информацию о работе мажилиса, его комитетов и рабочих групп. Поэтому мне странно слышать, что вам, журналистам, «настоятельно рекомендовали» уйти с заседаний рабочих групп. Полагаю, это какое-то недоразумение.
Хочу подчеркнуть, что со следующей сессии мы введем в практику приглашение на заседания комитетов и рабочих групп представителей СМИ, неправительственных организаций, общественных объединений, партий, не вошедших в парламент.
Более того, проекты законов и сопутствующие им материалы перед их рассмотрением на пленарных заседаниях будут размещаться на нашем официальном сайте.
Также на сайт со следующей сессии вернутся прямые трансляции пленарных заседаний в режиме онлайн.
Но при этом совместная работа предполагает конструктивную, эффективную деятельность по выработке качественных предложений по законопроектам, а не декларирование «пустых лозунгов».
— Не могу не спросить еще об одном. Завтра начинается процесс по делу Сейтказы Матаева (интервью записывалось в понедельник — V). Ваше имя звучало в слухах вокруг предстоящего процесса. Как вы прокомментируете это?
— Вы правильно сказали – это слухи и сплетни. Зачем комментировать чужую фантазию? Давайте дождемся окончания судебного процесса.