Ежедневно (!) трое казахстанских детей подвергаются сексуальному насилию: за 4 месяца 2022 года от педофилов, извращенцев пострадали 319 несовершеннолетних. Однако пострадавших может быть в десять раз больше — в полицию обращается один из десяти. «Начинается учебный год, с содроганием ожидаем, что на нас обрушится шквал заявлений со стороны родителей, в том числе по сексуализированному буллингу в школах», — заявила на пресс-конференции президент ОФ «Не молчи.kz» Дина СМАИЛОВА.
«Покидают Казахстан, потому что страна их не защитила»
На основании заявлений, поступивших в Фонд от родителей и родственников детей, переживших насилие, волонтеры “Не молчи.kz” подготовили петицию на имя Президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА, которую распространяют в соцсетях .
Просят обратить на нее внимание и Генерального прокурора Берика АСЫЛОВА, председателя Верховного суда Жакипа АСАНОВА, министров просвещения, внутренних дел и других структур. Петиция состоит из 20 пунктов, но главное требование общественности — неотвратимость наказания педофилам и их пособникам. Пока же только треть всех уголовных дел доходит до суда! Другие часто разваливаются еще на этапе следствия.
— Министерство просвещения транслирует отчеты по бюджетным средствам, построенным туалетам, детским площадкам… Но мы не видим статистику по уголовным преступлениям в отношении несовершеннолетних, идет полное игнорирование этой стороны жизни детей, — говорит Дина Смаилова. — А их насилуют, убивают, над ними издеваются. Поражает такое отношение, особенно, когда 2022 год называют Годом детей!
— Впервые весь летний сезон в Фонд поступали сообщения о сексуализированном буллинге, насилии в детских лагерях, — продолжает волонтер.- И мы видим закрытие уголовных дел. Так, в детском лагере Бурабая было нападение на ребенка, он успел сообщить маме, та подняла всех на ноги. Но участковый вместе с полицией ничего не сделали. В итоге в отношении полицейского, которому поступил вызов, вынесено дисциплинарное взыскание. А мама написала, что с ребенком они покидают Казахстан, потому что страна их не защитила! Таких примеров много. Насилие стало как эпидемия, у детей нет других игр, они играют в «секс», «изнасилование».
«Работает 20 детских омбудсменов, ни одного мы не знаем в лицо»
Среди требований петиции — привести законы РК в соответствие с нормами Конституции Казахстана, приговаривать за любые сексуальные прикосновения к детям к тюремному заключению, вплоть до пожизненного. Причем педофилов следует отправлять на каторжные работы, а их заработную плату направлять на пожизненную пенсию пострадавшему ребенку, алименты детям педофила и содержание его в тюрьме. Народ не должен содержать преступников за счет своих налогов, резонно считают авторы петиции.
Регулярное обновление сайта Генеральной прокуратуры РК , в частности, «Карты лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних» с обнародованием имен и фотографий всех педофилов — еще один пункт петиции. А также указание геолокации лиц, находящихся на пробационном контроле.
Волонтеры требуют ужесточить наказание за укрывательство таких преступлений, за недобросовестные следствие, экспертизы, сбор улик, доказательств и опрос свидетелей в отношении сотрудников правоохранительной системы, судмедэкспертов, работников системы образования.
Во время пресс-конференции выступил папа мальчика, пострадавшего от насильственных действий старшеклассников в одной из частных школ Алматы. Он рассказал, что следствие затянулось, никто из виновных к ответственности не привлечен, ребенок нуждается в медицинской помощи, но его не могут положить в больницу из-за следственных мероприятий. Также заявил, что на экспертизу отправились другие вещи, а не те, что были на его сыне в момент совершения преступления:
— Следователь привез вещи, сказал: на них ничего нет, запах порошка, начал показывать. Мы посмотрели — рубашка не сына, не та, которая была в сперме, кале. Вещи постираны. А когда мы вещи сдавали, у меня свидетель есть, следователь, он фотографировал их.
По словам Дины Смаиловой, после публикации в соцсетях этой истории представители разных госорганов страны заявили, что берут дело на «особый контроль»:
— На сегодня удручающая ситуация. К примеру, мы не знаем, что такое – контроль Комитета по защите прав детей. За шесть лет работы фонда «Не молчи.kz» Комитет не провел никакой работы по уголовным делам, которые брал на свой контроль. В Казахстане работает 20 детских омбудсменов, со слов Комитета. Ни одного из них мы не знаем в лицо. Единственный наш инструмен т- просить помощи у СМИ, общественности. От политического тяжеловеса Тасмагамбетова до реформаторов: кто и как менял образование в Казахстане
После допросов дети попадают к психиатрам
Требование общественности — разработать и утвердить этические нормы для допроса несовершеннолетних, чтобы следователи, адвокаты подозреваемого, судмедэксперты не оказывали давление на жертву, не задавали некорректные вопросы, унижающие честь и достоинство ребенка.
— Насилие — колоссальная травма, она никуда не уйдет, с жертвой придется работать пожизненно, — говорит Дина Смаилова. — Страшное происходит в подростковом возрасте, когда ребенок осознает, что с ним случилось . Вместе с Алматом Мухамеджановым ( директор ОФ «Не молчи дети.kz». — прим. Авт.) мы снимали детей с мостов, крыш, они хотели покончить с собой. Две девочки из Павлодара выпрыгнули из окон высоток. Одна прикована к постели в тяжелом состоянии. Было два законченных суицида с подростками, пережившими сексуализированное насилие. И всегда это происходило во время следственных мероприятий. Двое детей после допросов попали в психиатрическую клинику.
Создание единого протокола действий для директоров школ, детских садов и других учебных заведений, если в отношении их воспитанников совершат преступление – еще одно из требований петиции. В Казахстане растет число преступлений, совершаемых детьми
Со слов представителей «Не молчи.kz», зачастую в подобных ситуациях директора учебных заведений берут на себя роль следствия: вызывают стороны, учиняют им допрос, настаивают на примирении и просят не выносить сор из избы.
— Чаще всего руководство предлагает пострадавшему сменить школу, якобы из добрых побуждений. Но к подобным мерам можно прибегать при школьном буллинге. Часто директора сами являются авторами буллинга, чтобы поскорее выжить таких детей из школы. Участие школьных психологов в следствии номинально и бесполезно — они не могут оказать помощь, еще больше травмируют детей,- заявил Алмат Мухамеджанов.