По данным руководителя направления потребительских исследований Nielsen Kazakhstan Виктории Плотницкой, 72% опрошенных вынуждены экономить. 54% казахстанцев заявили, что сократили расходы на одежду и обувь, 50% снизили расходы на развлечения вне дома, 43% — на отпуске, 39% — на покупке техники, 34% сокращают траты на еду за счет поиска более дешевых продуктов, а 29% временно отказались от приобретения предметов обихода,передает LS.
По ее словам, во втором квартале 2016 года сектор туризма сократился на 15%, ресторанный бизнес просел на 40%, мобильная связь потеряла 36% прибыли, в то время как автомобильная отрасль снизила 50% продаж.
При этом у 81% опрошенных казахстанцев остаются свободные средства после оплаты обязательных счетов и приобретения предметов первой необходимости. 34% из них на оставшиеся деньги покупают одежду, 30% — тратят на развлечения, 28% — погашают на сэкономленные средства кредиты, а 24% — откладывают деньги на черный день.
Кроме того, после выхода из кризиса потребительское поведение казахстанцев может сохраниться.
"Потребители уже не станут прежними. Мы вряд ли вернемся к лучшим годам и привычка экономить у нас останется. Не в той же степени как сейчас, но сокращать расходы на развлечения выразили желание 19% опрошенных, 18% — будут и дальше урезать расходы на комуслуги, 14% — продолжат сокращать расходы на отдыхе, посещении ресторанов и технике, а 13% будут экономить на одежде", — заявила Плотницка.
Как заявила Виктория Плотницкая, во втором квартале 2016 года 15% казахстанцев выразили опасения по поводу экономики, 12% — по поводу трудойстройства, 12% — по поводу роста цен на продукты питания. При этом в первом квартале 2016 года аналогичные показатели были равны – 28%, 23% и 33% соответственно.