Как сообщает Deutsche Welle, Германия сворачивает программы помощи для развития большинства стран Центральной Азии, передает Caravan.kz.
"Крупную реформу проводит Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития (BMZ): оно собирается на треть сократить число стран-партнеров — с 85 до 60", — пишет немецкое издание.
По данным News.ru, Берлин озвучил критерии выбывания из программы: либо государство больше не нуждалось в поддержке, либо не преуспело в проведении реформ, борьбе с коррупцией или соблюдении прав человека. Член бундестага от партии зеленых Уве Кекериц назвал такой подход необъективным и политизированным. По его словам, Нигер, Танзания и Камбоджа не могли пройти по критерию «соблюдение прав человека», но всё равно вошли в число партнёров. Распределение помощи, убеждён политик, будет осуществляться исключительно на основе политической выгоды для Германии и желания получить быстрый результат.
Примечательно, что в новой стратегии не нашлось места странам Центральной Азии: Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан выбыли из числа «партнёров». Теперь министерство Мюллера будет оказывать помощь лишь Узбекистану. Сотрудничество с Нур-Султаном и Ашхабадом полностью прекратится, в то время как с Бишкеком и Душанбе оно продолжится до окончания действующих проектов. В Берлине подчёркивают, что, несмотря на прекращение двустороннего сотрудничества, ФРГ продолжит координировать усилия в регионе с руководством Евросоюза и другими странами объединения.
Стоит также отметить, что решение Берлина вызвало негативную реакцию в самих странах, исключенных из программы. Так, экс-замглавы МИД Кыргызстана Аскар Бешимов посчитал, что оно свидетельствует об изменении политики ФРГ по отношению к стране. Дипломат напомнил, что Киргизия планировала подписать договор о сотрудничестве с Евросоюзом в начале 2020 года, но этого так и не произошло. Бешимов убеждён, что страны объединения проводят совместную политику и Германия имеет возможность на неё влиять.
Политолог Рафаэль Саттаров заявил, что уход Германии из Центральной Азии может быть связан с нежеланием повторения украинского сценария, а возможный геополитический конфликт точно не нужен Берлину.
— Сотрудничество с Узбекистаном будет продолжено, поскольку политика открытости президента страны Шавката Мирзиёева принесла свои плоды. Но это не значит, что Узбекистану удалось прийти к либеральному порядку. За то время, пока у власти находился Ислам Каримов, страна упустила множество возможностей и понесла репутационные издержки. Сейчас Мирзиёев возвращает Узбекистан в число рукопожатных стран, — отметил эксперт.
По словам политолога, Россия пока сохраняет преимущество в Центральной Азии в том числе за счёт того, что смогла навязать свои проекты государствам региона. Так, Саттаров убежден, что Узбекистан вступит в Евразийский союз, поскольку для страны это прежде всего политический шаг. В долгосрочной перспективе, считает эксперт, уход Германии из региона России невыгоден, поскольку оставит её один на один с Китаем. Расклад сил неравный, и Пекин, несомненно, одержит победу над Москвой в борьбе за влияние в Центральной Азии, пояснил эксперт.