В Сети гуляет много разной информации о цифровых деньгах, в том числе фейковые страшилки. Ведь новое всегда неизвестно и пугает. Председатель правления Национальная платежная корпорация Казахстана Бинур Жаленов рассказал, почему все эти теории о цифровом рабстве, тотальной слежке и цифровом «рубильнике» несостоятельны, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
«Очень много различных мифов вокруг цифрового тенге. Давайте попробуем по ним пройтись. Первое, что говорят, цифровая валюта — это инструмент слежки. Второе – «цифра» имеет срок годности. Третье – человека можно в любой момент выбросить из цифровой финансовой системы. Почему они несостоятельны? Технологически сама платформа построена таким образом, что только участники транзакции могут использовать свои данные. Мы, как Нацбанк, не видим подробностей цифровых транзакций, они защищены специальными криптографическими механизмами. Технологических возможностей отслеживать транзакции цифрового тенге каждого гражданина в принципе нет. Мы твердо убеждены, что потребитель сам должен выбирать, как хранить деньги: наличными, на депозите в банке или в цифровых тенге. Мы ни сейчас, ни в перспективе не намерены заставлять людей переводить деньги в цифровые тенге. Если он получил пособие или пенсию в цифровых тенге, он может в любой момент их обналичить или перевести в другой формат. Это в очередной раз подтверждает, что никакой слежки через цифровую валюту у нас нет. Что касается киберрисков и утечек информации, то любая технология подвержена киберугрозам. При этом нужно понимать, что цифровой тенге – это не вещь в себе, а составная часть большой национальной платежной инфраструктуры, защищённой всеми механизмами и способами, которые мы используем и для обычной, традиционной системы. И по ряду аспектов цифровая валюта даже более безопасна, чем обычные электронные деньги. Что касается срока годности цифрового тенге или каких-то ограничений потребителей, то эти вопросы на повестке госорганов в принципе не стоят. Хочу отметить, что ни организационно, ни технологически цифровой тенге не может способствовать нарушению конституционных прав граждан».
По мнению председателя правления Национальной платежной корпорации Казахстана, на что действительно стоит обратить внимание, так это на путь так называемых окрашенных цифровых тенге.
«Мы сейчас рассматриваем инструмент программирования цифровых тенге, или, грубо говоря, их «окраску». Во-первых, мы намерены красить только бюджетные цифровые тенге. Не предполагается окраска личных средств гражданина или представителя МСБ. Бюджетные деньги нужно окрасить, чтобы отслеживать их движение. Таким образом мы можем снизить коррупцию. Но мы же понимаем, что экономика – это не какая-то замкнутая история. Допустим, подрядчик выиграл тендер, получил окрашенные деньги, затем выдал зарплату своим работникам, которые не должны попадать в поле зрения Нацбанка. Поэтому окраска цифровых денег будет меняться, а вернее, обесцвечиваться после наступления определенных событий. Например, выплаты заработной платы. После этого видеть средства отдельных граждан никто не будет. Понятно, что «окраска» цифровых денег — не панацея от коррупции, но это может стать еще одним инструментом в комплексе защитных мер от государства», — пояснил Бинур Жаленов в кулуарах 4-го Международного ПАЛАС-форума «Финтехбез границ. Цифровая Евразия».
Откуда ноги растут? Популярные мифы о цифровых деньгах
Миф № 1. Цифровое рабство
Сторонники теории убеждены, что цифровые деньги на первом же этапе загоняют человека в комфортное рабство. Дальше это рабство превратится в тотальный контроль над личностью, через контроль над всеми его жизненными функциями, в том числе и над биологическими.
Проще говоря, человек будет выполнять все предписания власти, чтобы получить цифровой «подарок». Если не вписываешься в систему – будешь выброшен куда-нибудь на мороз или в безлюдную пустыню.
Недавно антицифры всполошились. Центральный банк Бразилии разместил на портале GitHub исходный код пилотного проекта собственной цифровой валюты для тестирования и предупредил, что проект – не истина в последней инстанции и в представленную архитектуру могут быть внесены изменения. Техническая консалтинговая компании Iora Labs Педро Магальяйнс (PedroMagalhães) изучила исходный код и обнаружила спорные параметры новой валюты. С их помощью можно блокировать и размораживать средства, увеличивать или сокращать баланс, приостанавливать оплаты и переводы, в одностороннем порядке увеличивать или уменьшать баланс счёта и давать доступ к кошельку третьим лицам.
Компания отметила, что в коде не учтены конкретные обстоятельства, при которых могут быть заморожены деньги, а также неизвестно, кто сможет обладать такими широкими полномочиями. Антицифры вскрикнули: «Вот оно и пришло!». Но в той же статье указано, что спорные функции могут убрать по просьбе граждан, их также могут оставить для отдельных финансовых операций, связанных с бюджетными средствами. Проект обсуждается. Для этого и был создан специальный консорциум, участниками которого стали компании Mercado Bitcoin и MasterСard. И, вероятнее всего, код бразильской цифровой валюты изменится.
Миф № 2. Валюта со сроком годности.
Теория «срока годности» говорит о том, что люди будут бояться «цифрового рубильника», того, что однажды его дернут и денег не будет совсем. Когда такая угроза настанет, потребители начнут усиленно все скупать, несмотря на цены. Мясо, муку, бензин! Всё! Людьми будет двигать лозунг: «Скупай, а то сгорит!». Таким образом экономику будут подогревать, заставляя покупателя платить.
Откуда взялись такие страхи? В начале октября 2020 года Народный Банк Китая анонсировал пилотное тестирование цифрового юаня. Власти Поднебесной устроили промоакцию и буквально раздавали цифровые активы своим гражданам, чтобы те их активно тратили. В Шэньчжэне участникам акции подарили в общей сложности 10 млн юаней, в Сучжоу — 20 млн юаней. Бонус в 200 юаней мог достаться случайным образом тому, кто участвует в эксперименте с цифровыми деньгами. Именно этот бонус и имел ограниченный срок действия. Потратить «дармовую цифру» нужно было буквально за неделю.
На самом деле это был только эксперимент или тест-драйв, и создавать «цифровой рубильник» китайцы не собирались. Так же, как и другие страны.
Миф № 3. Тотальный контроль.
Сторонники теории «тотального контроля» уверены, что цифровая валюта – инструмент для слежки за населением. Таким образом государству будет легче управлять людьми. С введением «цифры» не будет никакой конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни.
Откуда ноги растут? В прошлом году генеральный директор криптовалютной биржи ShapeShift Эрик Вурхис заявил, что не видит смысла в правительственных криптовалютах. Мол, есть традиционные и электронные деньги, зачем нужны цифровые? Основатель ShapeShift добавил, что цифровые валюты, выпущенные центральными банками, еще хуже, чем действующая банковская система, поскольку эти инструменты расширят возможности регуляторов для наблюдения за пользователями.
На самом деле наблюдать за транзакциями миллионов людей невозможно и бессмысленно.