Замуж со своим ковром - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Замуж со своим ковром

Замуж со своим ковром

Раньше перед свадьбой каждая казахская девушка должна была собственноручно вышить тускииз. Для чего и зачем, “КАРАВАН” узнал на лекции по народной вышивке в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева в Алматы.

  • 15 Ноября 2016
  • 1775
Фото - Caravan.kz

Для всех желающих в рамках академии искусств “Асем Алем” в музее продолжаются лекции по декоративно-прикладному и изобразительному искусству. Оказывается, вышивка, как нам рассказали, была преимущественно распространена в Восточном Казахстане. Женщины вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. Вышивки в казахском народном прикладном искусстве разнообразны и применялись в основном в убранстве юрты и украшении одежды. Самой распространенной техникой у кочевников был тамбурный шов, также мастерицы любили использовать гладьевой шов. Если в войлочных изделиях чаще всего встречаются орнаменты зооморфного характера, то в вышивке преобладают астральные узоры и растительные мотивы.

– Вышиванием должна была заниматься каждая девочка в обязательном порядке. Девочек с малых лет обучали ткачеству. Раньше казахи валяли войлок, ткали ковры, паласные изделия, плели циновки – такова была жизнь. Каждая женщина должна уметь делать эти вещи для уюта своего дома. Вышивка – это широко распространенный вид женского домашнего ремесла, – рассказывает о народной вышивке старший научный сотрудник музея Нуржамал НУРФЕИЗОВА. – К моменту замужества девушка должна вышить красивый ковер – тускииз. Когда она выходила замуж, то забирала его в дом жениха.

Тускииз в юрте был не просто элементом декора, он служил оберегом дома и символом семейного счастья. В музее есть великолепный образец – сложно расшитый тускииз, декорированный по центру шкурой тигра, которые на момент создания образца обитали на территории Казахстана. К слову, в этом году в Британском музее проходила выставка национальной обуви из разных стран мира. Там были представлены и кожаные сапоги-ичиги из Балхаша, которые украшены орнаментальной аппликацией и вышивкой.

– В этом году у нас была возоб­новлена академия искусств. Первый ее цикл был посвящен всемирному искусству. Лекторы рассказывали, что такое искусство, графика, живопись, скульптура, об основных исторических периодах, таких как искусство Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средние века, Возрождение, барокко, рококо, контемпорари-арт, – рассказывает куратор академии искусств “Асем Алем”, руководитель центра менеджмента и внешних связей музея Клара ИСАБАЕВА. – Эта академия вызвала большой интерес в обществе. Второй цикл мы решили полностью посвятить искусству Казахстана и дать возможность слушать лекции и на казахском, и русском языках. Лекции читают ведущие специалисты, искусствоведы нашего музея, также мы приглашаем историков, архитекторов, дизайнеров, кураторов со всего Казахстана и даже из ближнего зарубежья.

Музей Кастеева всеми силами поддерживает уже сформировавшийся имидж ведущего культурного центра города. Сегодня в музее представлены не только картины, – в нем проходят научные конференции, концерты, разнообразные мероприятия для детей и взрослых.