Военные не должны быть одновременно продавцами и покупателями - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Военные не должны быть одновременно продавцами и покупателями

Военные не должны быть одновременно продавцами и покупателями

Глава государства подписал указ о создании министерства оборонной и аэрокосмической промышленности. Его основным направлением станет реализация государственной политики в области оборонной, аэрокосмической и электронной промышленности.

  • 24 Октября 2016
  • 2049
Фото - Caravan.kz

Среди приоритетов также формирование, развитие государственного материального резерва, военно-техническое сотрудничество, исполнение оборонного заказа.

Нужно ли нам такое министерство и какие задачи оно призвано решать? На эти вопросы отвечают офицеры запаса, ныне общественные деятели генерал-майор Махмут ТЕЛЕГУСОВ и капитан запаса Дмитрий ВАСИЛЬЕВ.

Такое министерство давно нужно

Махмут ТЕЛЕГУСОВ, генерал-майор, заместитель председателя президиума Республиканского общественного объединения “Совет генералов”:

– Как вы прокомментируете создание нового министерства, нам нужно такое министерство?

– Нам такое министерство давно нужно было. Потому что XXI век диктует свои требования и к обороноспособности страны, и к боеготовности армии. Мы видим, что повсеместно в мире обостряются локальные военные конфликты, особенно на примере событий в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. Ужесточается противостояние мировых держав, идут информационные войны. В ход идут все современные технологии. Они стали частью гибридных войн. Сначала все начинается в информационном поле, затем возникает противодействие молодых людей действующему режиму в той или иной стране с тем, чтобы создать революционные ситуации, поэтому вопрос кибернетической безопасности стоит очень остро. И я рассматриваю создание такого министерства в первую очередь с точки зрения укрепления национальной безопасности.

– А это правильно, что аэрокосмическую и оборонную промышленности объединили, наверное, далее встанет вопрос и об аэрокосмических войсках?

– Если говорить об аэрокосмических войсках, то о них рассуждать рановато, но основа закладывается и под них, и в них есть необходимость. Потому что на примере той же Сирии мы видим, как применяются войска различного назначения.

В любом случае возникающим угрозам необходимо противодействовать. Без сильной авиационной поддержки сухопутные войска больших успехов не добьются. Аэрокосмическая и оборонная промышленность, объединенные в одно министерство, – есть выполнение требований о единой технической политике государства, то есть во главу угла выдвигается оснащение армии современными вооружениями, отвечающими требованиям дня. Кстати, об этом Президент страны говорил еще с начала 2000-х годов. Армия должна быть профессиональной, компактной и обеспеченной всеми видами вооружения, которые имеются в армиях больших государств.

– Сыграло ли свою роль в создании нового министерства то, что НАТО, фигурально выражаясь, все ближе к границам Казахстана?

– Для появления такого министерства есть много причин, в том числе и геополитического характера. Это и противостояние Китая и США за доминирование в мире. Под прикрытием национальной безопасности США продолжают преследовать свои интересы и диктовать свои условия другим странам. И в таких условиях надо быть готовым ко многому.

– Махмут Утегенович, но до недавнего времени мы только разрушали то, что было. Есть ли у нас основа для воссоздания оборонной промышленности?

– Да, вы правы. Примерно до 2005–2008 года оборонная промышленность лежала на боку, и этот вопрос мы неоднократно поднимали на заседаниях совета генералов. Ценные кадры, оставшиеся после распада Советского Союза, начали разбегаться, уезжать, а технологии не обновлялись. Надо было срочно менять сложившуюся ситуацию. С приходом тогдашнего министра обороны Даниала Ахметова работа стала продвигаться вперед, многие заводы реанимировали потихоньку, подняли из пепла ремонтно-восстановительные базы. В Семее, Уральске, Петропавловске, здесь, в Алматы, начало восстанавливаться производство. Военно-промышленные объекты стали строиться. Сдвиги есть, но сложно внедрять новые технологии, которые есть в других странах. Естественно, что дарить их нам никто не собирается, нужно самим все создавать.

Совет генералов неоднократно поднимал вопрос о передаче всей оборонной промышленности, в том числе закупку новых технологий и вооружений, в отдельный орган при правительстве. Не секрет, что коррупционные скандалы, сотрясавшие в свое время министерство обороны, случались и из-за того, что министерство занималось не свойственной ему функцией торговли. Защитников страны заставили продавать и покупать оружие, в то время как они должны повышать свою боевую готовность, укреплять боевую мощь государства.

– Вы говорите о скандалах, связанных с “Казспецэкспортом”?

– Да, и об этом ведомстве, и о высокопоставленных офицерах, включая заместителя министра обороны. Работая в 2008 году в Счетном комитете, я изучил много документов, свидетельствующих о нарушениях в этой области.

– Вы надеетесь, что таких инцидентов не случится сейчас?

– Такие инциденты полностью исключить невозможно, но дело в том, что если военные будут заказывать правительству военную технику, то и принимать будут только качественную, современную и акцент сделают на взаимозаменяемом оборудовании.

Новое министерство позволяет не только детализировать функции оборонного и оборонно-промышленного комплекса. Это даст возможность сосредоточиться на том, что производить военной техники можно будет больше. Конечно, что-то мы продолжим закупать, но в целом многое сможем делать сами, при этом качественно.

Прорывные проекты нужны нашей стране

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, руководитель Алматинского филиала партии “Ак жол”:

– Мое мнение: создание министерства оборонной и аэрокосмической промышленности – положительное решение. В чем я вижу плюсы? Раньше оборонная промышленность подчинялась министерству обороны Казахстана. И в результате мы получили поставщика продукции и заказчика в одном лице. Изначально эта аффилированность снижала, на мой взгляд, как объективность принимаемых решений по значимости производимой продукции, так и по ее закупкам. Я считаю, что заказчик должен быть независимым и иметь выбор. Во-вторых, заказчик вынужден был ориентироваться на существующие производственные мощности и поддерживать их, так как одновременно являлся руководителем оборонной промышленности. В-третьих, это тормозило конкуренцию между другими производителями. А промышленность, как мне кажется, все же должна развиваться в конкурентной среде, конкурировать с мировыми брендами, и только это подтолкнет ее к движению, развитию новых образцов техники и вооружения.

Министерство обороны у нас – закрытая структура, прежде всего отвечающая за национальную безопасность, и соответственно, это не то ведомство, которое должно участвовать в производстве и торговле вооружением.

– Выходит, то, что развели по углам оборону и промышленность, это правильно?

– Да, и это повысит эффективность работы обоих ведомств и в части принятия решений заказчиками в лице министерства обороны, и в части развития ВПК.

– А некоторые аналитики уже поспешили заявить, что решение о создании нового министерства принято лоббистами?

– Знаете, я скажу так: лоббизм лоббизму рознь. У нас бытуют стереотипы, что лоббизм – это плохо. Но если лоббизм предполагает развитие передовых технологий, производство современных изделий, конкурентоспособной продукции, то почему бы и нет? А между тем у военных своя специфика, и они не должны заниматься тендерами по закупке и продаже военной техники, как это было. Значит, уже с этой точки зрения создание нового министерства выглядит положительно. И к тому же выделение оборонной промышленности в отдельное ведомство позволит сосредоточиться предприятиям на конкретных разработках того или иного вида вооружений, а военные смогут заняться непосредственно боевой подготовкой и т. п.

– Но вопрос встает, а кто и как будет проводить тендеры на закупку вооружений или производства той или иной техники?

– Я думаю, министерство обороны, как основной заказчик в вопросе закупки вооружений. Оборонная промышленность же будет производить продукцию в соответствии с потребностями силовых структур и экспортного рынка. В то же время понятно, что процесс принятия решений упростится, и все подразделения, входящие в структуру нового министерства, смогут гибко подходить к принимаемым решениям. И это хорошо, поскольку оборонная промышленность – тоже бизнес, и здесь нужно действовать оперативно, с учетом специфики момента. Надо понимать, что существуют какие-то приоритеты, и строить работу соответственно им. А курс один: создание производств современного типа, обучение персонала, применение новых технологий.

– А стоит ли браться за все, например, нужно ли производить то, что дешевле купить?

– Несомненно, что пока мы не можем производить с нуля сложные системы оружия. Но при этом нужно стараться участвовать, к примеру, в их компоновке. Мне кажется, постоянно должны развиваться НИОКР, технологический процесс, чтобы мы не плелись в хвосте мировой индустрии вооружений. К тому же развитие новых производств означает рабочие места, что в большой степени снижает остроту социальных проблем, повышает престиж страны на международной арене. Для этого, безусловно, больше внимания надо уделять инновационным технологиям, прорывным проектам, особенно в аэрокосмической сфере. Без науки, технологий мы не сможем выполнить задачу вхождения в тридцатку передовых стран мира. Напомню, что сама по себе оборонная промышленность – один из стержней, на которых держится независимость государства. Кстати, прорывные проекты нужны нашей стране и в плане консолидации народа, развития патриотизма, стремления нашей молодежи к знаниям, привлекательности Казахстана на мировой арене, диверсификации нашей экономики, уменьшения пресловутой “нефтяной” зависимости.

Алматы