Был дом – стало болото
То, что Асан Темирбаев вот уже три года называет домом, когда-то было помещением для собаки. В деревянной пристройке к дому площадью в 4 квадрата из благ цивилизации только старенькая электроплитка и китайский портативный телевизор.
– Зимой мы с собакой прижмемся друг к другу, плитку включим, чтобы грела, и так спим, – рассказывает о своем быте Асан.
Но так было не всегда. Еще шесть лет назад у мужчины был настоящий дом. Не дворец, конечно, но жить можно. Все изменилось с появлением нового соседа, который решил засыпать бесхозное болото между участками. Много лет именно в это болото стекали талые и дождевые воды. После засыпки естественного накопителя они стали течь в ближайшую низину – двор Асана. Из-за этого дом инвалида начал разрушаться.
– Сосед говорил, что на месте естественного накопителя построит мечеть, ну мы с соседями и согласились – это же святое дело. Когда вода стала затекать в мой дом, сосед обещал все восстановить, но обманул меня, – сетует Асан Темирбаев.
Мужчина решил взыскать ущерб с соседа и разрешивших стройку на болоте госорганов в судебном порядке. Специалисты жилищной инспекции еще в 2012 году признали дом Асана Темирбаева непригодным для жизни. “Состояние конструкций аварийное. Возникает угроза обрушения. Проживание в доме не соответствует санитарно-техническим требованиям”, – вынесли вердикт чиновники.
По человеку в год
В 2012 году в суде стало известно, что сосед использовал земельный участок не по целевому назначению, и ему было предписано устранить нарушения земельного законодательства.
Что он и сделал. На сегодня ситуация такова, что к одному дому добавились еще два, а двор Асана Темирбаева так и остался болотом. При этом требования инвалида о восстановлении жилища суд не удовлетворил.
“Решением жилищной комиссии от 8 октября 2013 года Темирбаев Асан Жоямергенович поставлен на учет нуждающихся в жилье по категории “граждане, единственное жилье которых признано аварийным” под № 48”, – объяснил свое решение суд.
К маю 2016 года очередь Асана подвинулась на три человека, теперь он в ней 45-й. Дом же за эти годы полностью рухнул, осыпается штукатурка и с потолка последнего убежища инвалида. Но ни одна из судебных инстанций, в том числе Верховный суд решение первого суда не изменил.
Богатый сосед меж тем угрызениями совести, видимо, не мучается. И вообще, судя по всему, решил жить по принципу “на Бога надейся, а сам не плошай”. Вместо обещанной мечети он построил домики, сдаются комнаты. С Асаном Темирбаевым сосед не общается – суд же все решил.
– Болото, которое мы засыпали, все в мусоре было – соседи в него мусор выкидывали, вонь была невозможная. Из акимата приходили и сказали в суде нам спасибо, что мы это болото засыпали! Потому что не должно быть таких мест в столице, – говорила нам владелица соседнего участка Гульмира АШИМОВА.
По ее мнению, Асан Темирбаев сам виноват в том, что его дом рухнул. Мол, надо было тоже засыпать свой участок.
Помочь инвалиду
На историю Асана Темирбаева живо откликнулись простые жители и общественные деятели столицы. В соцсетях была организована группа помощи одинокому инвалиду. Сам Асан Темирбаев от такой помощи немного опешил и поспешил отказаться:
– Есть много людей, которые еще хуже, чем я, живут, может, лучше им помочь? – говорит мужчина.
Он еще надеется, что Фемида откроет глаза и увидит нарушения в действиях его соседа.
Но, как справедливо заметила актриса столичного Театра им. М. Горького Светлана ФОРТУНА, Асан Темирбаев, которому врачи удалили одно легкое, до этого счастливого момента в собачьей конуре может просто не дожить. Светлана открыла в банке счет на свое имя, на котором будут собираться деньги на хоть какое-то человеческое жилье для инвалида. Ну а там уж как получится…
АСТАНА