32 человека, 10 из них – бывшие работники Алматинской областной многопрофильной клинической больницы во главе с экс-заведующей родильным отделением Гульнар КАДЫРСИЗОВОЙ.
О том, с чего началось и как шло расследование самого громкого дела прошлого года, рассказывает старший следователь по особо важным делам следственного управления ДВД Алматы майор полиции Абзал ИБРАЕВ.
На юных матерей давили психологически
– Сколько времени врачи и медсестры Алматинской областной многопрофильной клинической больницы торговали детьми?
– Точно сказать не могу, но нам удалось установить и доказать 15 таких случаев: с 2008 и по 2015 год. Но вполне возможно, что их было гораздо больше.
– Как именно полиция узнала об этих преступлениях?
– К нам обратилась женщина, которая обо всем и рассказала. Она была посредником в продаже детей, но, по ее словам, сначала была твердо уверена в том, что помогает людям усыновить детей. Потом, когда узнала, как обстоят дела на самом деле, решила пойти в полицию и обо всем рассказать. От нее мы узнали о первых четырех фактах продажи новорожденных.
– Она являлась сотрудницей этого роддома?
– Нет, она там не работала.
– В чем заключалась ее роль?
– Она являлась посредником, находила желающих усыновить детей и знакомила с работниками областного роддома. Когда женщина осознала, что процесс торговли младенцами поставлен там на поток, то решила сообщить в полицию.
– Она привлечена к уголовной ответственности?
– Нет, в связи с деятельным раскаянием привлекать ее не стали. Сейчас она проходит по уголовному делу как свидетель. Ведь она хотела положить конец преступлениям медперсонала.
– Младенцы, которых продавали сотрудники больницы, были брошены своими матерями?
– Не совсем так. Здесь хочу сделать упор на полную аморальность медицинских работников: они буквально заставляли рожениц отказаться от своих детей.
– Но как это возможно?!
– Санитарки и медсестры показали себя неплохими психологами. Они выбирали не всех рожениц, а лишь молодых девушек, которые недавно приехали в Алматы из других регионов республики. Выспрашивали, замужем ли она и кто отец ребенка? Если выяснялось, что не замужем, то сразу же приступали к психологическому давлению. Говорили, зачем тебе такая обуза? Ты еще молодая, тебя же с ребенком замуж никто не возьмет! И как ты приедешь с младенцем на руках к своим родителям? Они ведь тебя проклянут! Как будешь его воспитывать, если у тебя денег нет? А мы знаем богатых людей, которые с радостью купят твоего младенца! Согласитесь, выдержать такое аргументированное давление непросто. Поэтому многие женщины соглашались расстаться с детьми.
– Получается, что медперсонал вполне осознанно разлучал ребенка с матерью?
– Да, более того, сотрудники роддома делали это из корыстных побуждений.
– За какую сумму ребенка продавали покупателям?
– Сначала цена была довольно высокой – от 10 тысяч долларов США, но затем падала до четырех тысяч долларов, а некоторых детей продали всего за 100 тысяч тенге. Дело в том, что роженицы находились в больнице всего три дня. За это время медперсоналу надо было успеть найти платежеспособных клиентов.
В чьи руки попали младенцы?
– Медики заметали следы?
– Конечно! Продав ребенка, они выдавали покупателям поддельные свидетельства о рождении. Причем могли указать в них все, что угодно. Например, будто младенец родился не в Алматы, а в другом городе и даже стране.
– Младенцы попадали к обеспеченным солидным людям?
– В том-то и дело, что нет! Многие с трудом находили даже 100 тысяч тенге.
– Неужели санитарки, врачи и медсестры даже не интересовались, кому вручают беспомощных новорожденных? Ведь детей могли покупать и для каких-нибудь низменных и преступных целей?
– Ни врачей, ни медсестер совершенно не волновало то, что младенцы могли попасть к педофилам, маньякам или даже торговцам внутренними органами. Как оказалось, в роли покупателей выступали такие, у которых нет даже собственного жилья, люди, не имеющие постоянного заработка. И даже инвалиды. Среди них помню одну женщину, страдающую сахарным диабетом. Она жила одна, без родственников. И если не дай бог с ней что-нибудь случилось, то ребенок остался бы на улице.
– Живы ли эти младенцы?
– Те 15, которых нам удалось установить, да. Сейчас они на попечении государства, в домах малютки. Но какова судьба остальных, неизвестно. Мы сейчас стараемся выяснить, где и у кого они находятся.
– Почему люди шли покупать детей в роддом, они же знали, что это незаконно?
– Они утверждают, что законным путем не смогли бы добиться усыновления. Якобы там огромные очереди и надо ждать годами.
– Сколько всего граждан привлечены к уголовной ответственности?
– 32 человека, кроме 10 медицинских работников, в списке фигурируют покупатели и несколько матерей, которые сами продали своих детей.
Биологическая мать по закону имеет право отказаться от своего ребенка, написать заявление и оставить его в роддоме. Но не имеет права им торговать!
– По каким статьям они обвиняются и какое наказание им грозит?
– По статье 135, части 2 УК РК “Торговля детьми” им грозит от 5 до 10 лет лишения свободы. Кроме того, они обвиняются по статьям “Подделка документов” и “Мошенничество”.
В настоящее время расследование продолжается, сотрудники алматинской полиции надеются установить местонахождение и выяснить судьбу тех новорожденных, которые, возможно, тоже стали жертвами корысти рвачей в белых халатах.