Предприниматели объяснили, почему в Казахстане на рынке проще найти семгу, чем сазана - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Предприниматели объяснили, почему в Казахстане на рынке проще найти семгу, чем сазана

Предприниматели объяснили, почему в Казахстане на рынке проще найти семгу, чем сазана

Даже сейчас, в разгар сезона, найти местного сазана на рынке сложнее, чем импортную семгу. Предприниматели уверяют, что выращивать рыбу невыгодно. И без государственной “прикормки” отрасль не спасти.

  • 9 Августа 2016
  • 1468
Фото - Caravan.kz

Сложившуюся ситуацию владельцы и работники рыбных хозяйств обсудили на форуме “КазАква-2016”. Рыбой от участников мероприятия не пахло. Они пришли в деловых костюмах и начищенных до блеска туфлях, а вместо рыбацких снастей – тексты докладов и презентации. Цель форума была известна сразу: “выудить” у правительства меры господдержки. По мнению специалистов аквакультуры, без субсидий бизнес просто пойдет ко дну. Возможно, они в чем-то правы. В стране до сих пор не определены основные пути развития отрасли. Единственным документом, в котором говорится о развитии, является программа “Агробизнес-2020”, согласно которой к 2020 году страна должна выращивать 15 тысяч тонн товарной рыбы.

– Тех средств, которые были заложены в программе на 2016 год, никто не видел, – сообщил заместитель председателя правления по науке и аквакультуре республиканской ассоциации “Казахрыбхоз” Серик ТИМИРХАНОВ. – В России, например, в законодательстве предусмотрено инвестиционное субсидирование до 95 процентов от стоимости оборудования, включая транспортные расходы и растаможку. В Казахстане же эту отрасль оставили без внимания!

Обиженные рыбные магнаты, напомнив о продовольственной безопасности, предложили внести изменения в действующую госпрограмму. А представители среднего бизнеса – смягчить требования к рыбхозам.

– В законодательстве указано, что рыбоводы должны иметь флот и рефрижераторы. Вы, наверное, не представляете, что такое озерное хозяйство в 80 гектаров, – обратился к присутствующим директор ТОО “Караганда балык” Денис МУШТАКОВ. – Это собственник, годовой оборот которого 8 миллионов тенге. Купить на эти деньги рефрижератор невозможно. Законы написаны так, что их нельзя выполнить.

После этих слов единственный представитель минсельхоза, наверное, предпочел бы залечь камбалой на дно. Но, выдержав паузу, все-таки показал акульи зубы:

– Политика министерства направлена на то, чтобы в данной отрасли остались только сильные структуры, крупные игроки, – сказал руководитель управления охраны рыбных ресурсов Аян БАХИЯНОВ. – Большинство водоемов или участков были закреплены за частниками еще 10 лет назад. За это время должен был сформироваться бизнес, который твердо стоит на ногах…

Рыбоводы стали атаковать госслужащего, как щуки карася. Вслед за предпринимателями выступили представители ПРООН и Казахского НИИ рыбного хозяйства. И каждый из спикеров сообщал о том, что отрасли не хватает квалифицированных кадров и субсидий. Лишь один старик в рыбацком свитере, индивидуальный предприниматель Фарваз ГИБАДУЛИН, поразил собравшихся своим заявлением:

– Я не хочу субсидий, – сказал он. – Денег у меня хватает. Я сам построил свое хозяйство. За счет реализации продукции ежегодно расширяюсь. В этом году в казну государства наше ИП – это я, мой сын и двое работников – перечислило 5,2 миллиона тенге. Интересно? Я рыбу выращиваю на площади 590 квадратов, получаю по 40 килограммов рыбы с квадрата, то есть по 70 тысяч тенге. И это не потолок, а всего лишь серединка. Нужно думать не о субсидиях, а о селекции и генетике. Сделать один-два национальных питомника, как следует продумать подготовку специалистов. База для обучения есть, но нет жилья для приезжих. Над этим вопросом нужно думать. Сделать хороший отраслевой анализ. Если меня спросят: будешь ли ты дальше расширять свое хозяйство, я скажу, что нет. В Алматы продукцию реализовать сложно. Живую рыбу принимают лишь гипермаркеты, которых в южной столице наберется полтора десятка. А дальше ее девать некуда. Можно перерабатывать, но я сейчас выпускаю 25 тонн продукции. Для переработки этого мало. Тупиковая ситуация! Говорят: почему ты не увезешь продукцию в другие регионы? Так там живую рыбу не принимают. Мы не охватываем все наболевшие вопросы, зацикливаемся на субсидиях…

Но участников форума вопросы селекции и реализации продукции волновали в меньшей степени. По итогам мероприятия они приняли резолюцию из 15 пунктов, десять из которых были посвящены субсидиям. Видимо, бюджет по-прежнему остается самым “рыбным местом”.

Клара КУЛИКОВА, Алматы