Покойный из Узбекистана требует найти своих убийц в Казахстане - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Покойный из Узбекистана требует найти своих убийц в Казахстане

Покойный из Узбекистана требует найти своих убийц в Казахстане

В казахстанской криминалистике известно немало историй, когда люди, умершие насильственной смертью, и на том свете не знают покоя. Постоянно будоражат сон живых, чтобы добиться возмездия за свой безвременный и зачастую мучительный уход из жизни. И, как ни странно, благодаря такой “настойчивости” покойников был раскрыт ряд преступлений. Вот и история, происшедшая в селе Узынагаш, что в Жамбылском районе Алматинской области, не стала исключением.

  • 6 Июня 2016
  • 3060
Фото - Caravan.kz

Восьмого июля 2011 года на карьере “Шолпан-Каргалы” произошел несчастный случай с гастарбайтером из Каракалпакстана Динмухамедом Андамасовым. Рабочего зажало в бункере-смесителе. Он словно угодил в мясорубку: огромные лопасти сломали ему кости и пробили грудную клетку. Тело жертвы превратилось буквально в кровавое месиво. Как бедолага умудрился попасть в смеситель, до сих пор остается загадкой.

Сотрудники местных правоохранительных органов, списав все на нерасторопность и халатность самого рабочего, который, мол, по неосторожности упал в бункер, дело закрыли якобы за отсутствием состава преступления. Тело рабочего было захоронено на местном кладбище, как “неопознанный труп”. Вскоре все благополучно позабыли об этой кровавой истории. И, возможно, не вспоминали бы, если бы через три года в Международный комитет по защите прав человека ООН не обратился мужчина с необычным заявлением.

Он рассказал, что душа покойного гастарбайтера являлась к нему по ночам и превратила его жизнь в ад. Едва он закрывал глаза, как в сон вторгался покойник, донимая укорами и своим видом. Ночные кошмары за три года сделали жизнь мужчины настолько невыносимой, что он превратился в неврастеника. У него все буквально начало валиться из рук.

В конце концов, не выдержав мучений, мужчина решил обратиться в Международный комитет по защите прав человека ООН, а не в полицию, поскольку не доверяет местным сыщикам. По его словам, он стал очевидцем страшной трагедии.

Однако, опасаясь за жизнь своих родных и близких, долгое время молчал и не рассказывал никому о происшедшем, пока не замучили ночные видения.

Рассказ заинтересовал детективов комитета, и они решили его тщательно проверить.

По словам свидетеля, гастарбайтера на песчаном карьере все прекрасно знали. В момент трагедии при нем находился паспорт гражданина Узбекистана. Однако документ, так же как и тело Динмухамеда, таинственным образом исчез. Но кому это было выгодно? Это и заинтересовало сыщиков. Дело приняло новый оборот. Эксперты приступили к изучению материалов и провели собственное независимое расследование. Опасаясь за жизнь свидетеля, сотрудники комитета дали ему псевдоним Найман.

Неопознанный труп

Сбор доказательств о том, что гибель рабочего не была случайностью, занял у сыщиков из комитета по защите прав человека целый год. Результаты расследования оказались ошеломляющими. Согласно их заключениям, кто-то пытался тщательно скрыть не только следы загадочной смерти рабочего, но и избавиться от самого трупа.

Из материалов дела по выяснению обстоятельств гибели Андамасова эксперта Комитета по защите прав человека ООН Талгата Кулыбекова:

“В ходе визита на карьер “Шолпан-Каргалы” и осмотра место трагедии было установлено следующее. Силовой шкаф находится на значительном расстоянии от оборудования (смесителя. – Авт.), имеет рубильник подачи или отключения электроэнергии. Человек, которому не известны процедура включения и порядок запуска данного оборудования, не мог без посторонней помощи включить его… Поэтому категорически исключается падение туда Андамасова”.

По данным комитета, характер увечий тела, согласно судмедэкспертизе, говорит о том, что в бункере с работающими на полную мощь огромными лопастями гастарбайтер находился около 15–25 секунд. После кто-то отключил питание от оборудования.

“А это значит, что имеются свидетели данного происшествия”, – уверен эксперт.

Из материалов дела:

“Должностные лица, причастные к данному происшествию, проигнорировав действующее законодательство РК и нормы международных договоров, непонятно, почему и по какой причине отказались известить консульство Узбекистана о смерти их гражданина. Сотрудники консульства не посещали морг для проведения процедуры опознания тела, поскольку оно не проводилось. Их никто не вызывал. Разрешения на захоронение никто не выдавал. Акт захоронения не оформлялся. Никакие документы о смерти Андамасова – соответственно тоже. Местонахождение его паспорта неизвестно. Из вышеизложенного следует – налицо факт насильственного исчезновения тела Андамасова и факт сокрытия обстоятельств его смерти”.

О том, что кто-то действительно хотел замести следы трагедии, говорит еще один факт. Тело рабочего, согласно предоставленным редакции нашего издания документам, якобы обнаружил владелец песчаного карьера Капаев. Однако вызывать сотрудников ЧС, как полагается при несчастных случаях на производстве, он не стал.

Тело несчастного было доставлено в морг. При проведении судмедэкспертизы при умершем находился и его паспорт. Однако через несколько дней из морга пропали как сам покойник, так и его документ. Лишь позже выяснилось, что он был захоронен как неопознанный труп. Причем хоронили гастарбайтера, как ни странно, сотрудники РУВД, хотя это, по сути, работа специальных коммунальных служб. Хоронили, не обозначив места захоронения металлической табличкой с указанием номера участка могилы.

Так кому это было выгодно? На этот счет у экспертов имеется своя версия. По мнению Кулыбекова, деятельность ТОО “ДРСУ”, занимающегося производством пескоблоков на карьере “Шолпан-Каргалы”, была незаконной.

“На учете в департаменте комитета индустриального развития и промышленной безопасности Алматинской области как недропользователь не состоит, хотя имеет действующий контракт. ТОО “ДРСУ” с 2004 года как промышленный объект не зарегистрирован, не проходит и не желает подвергаться ежегодной процедуре технического и промышленного надзора. Более того, их оборудования не прошли аттестацию по допуску безопасности. Таким образом, ТОО не создало каких-либо элементарных условий труда для рабочих и имело целью только обогащение” , – говорится в заключительном отчете экспертов.

Поиски брата

Тем временем в далеком Каракалпакстане семья гастарбайтера каждый день ждала возращения с заработков своего единственного кормильца – Динмухамеда, не подозревая о том, что его уже давно нет в живых.

– Мой старший брат Динмухамед был очень спокойным и тихим человеком. В Узбекистане нет работы, поэтому он поехал на заработки, чтобы прокормить нашу многочисленную семью. В последний раз мы с ним общались в 2010 году, с тех пор о нем ничего не было известно, – рассказывает брат погибшего Рашид Андамасов, приехавший на поиски без вести пропавшего. – Поначалу мы думали, что он, возможно, женился на девушке чужой веры и боится показываться нам на глаза. Но сердце матери почуяло неладное, когда однажды во сне она увидела окровавленного сына, взывавшего о помощи.

Рашид по настоянию своих родных и близких поехал в Казахстан.

– Я обращался в различные инстанции – начиная с местного отделения полиции, которое занималось доследственной проверкой, и заканчивая вышестоящими органами, но никто не удосужился даже выслушать меня, не то что оказать мне помощь в поисках брата, – сетует Рашид. – Динмухамеда похоронили, как собаку, и мне до сих пор ничего не известно о месте его погребения.

“Мы не прятали труп”

Насколько верны умозаключения экспертов из комитета по правам человека, мы решили узнать непосредственно у самого заместителя гендиректора ТОО “РСУ-1” Ерика Капаева, на участке которого произошла эта злополучная история.

По словам Капаева, факт несчастного случая с гастарбайтером на производстве никто не скрывал.

“Когда произошла трагедия на предприятии, мы тут же вызвали все службы: начиная с правоохранительных органов и заканчивая инспекцией охраны труда, – комментирует Капаев. – Они всю свою работу сделали. Все сотрудники карьера были допрошены, в том числе и руководство. Нас целый месяц таскали по допросам. Я ходил каждый день в кабинет следователя как на работу. Но факт насильственной смерти Андамасова не был доказан. Дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Он сам по неосторожности упал в бункер. Как это произошло, детали мне не известны. В момент трагедии я был в отъезде”.

По словам Капаева, погибшего Динмухамеда Андамасова тайно никто не хоронил.

“Его личность была установлена при вскрытии судмедэкспертами. Сотрудники полиции сфотографировали труп Андамасова, медики засвидетельствовали смерть гастарбайтера. И паспорт был при нем. Куда он потом делся, не знаю. Я лично не прятал труп, и где он похоронен, не знаю”, – заявил Капаев.

Утверждения экспертов из комитета по защите прав человека о том, что деятельность предприятия, на котором работал гастарбайтер, является незаконной, по словам Капаева, недостоверны.

“Я прекрасно понимаю подоплеку всего этого дела и кому выгодно опорочить мое имя. Эксперт из Комитета по правам человека ООН Кулыбеков Талгат, который проводил это расследование, был моим близким другом. Работал у меня на карьере. Но мы поссорились из-за того, что бывшая жена бросила его и стала моей супругой. Видимо, теперь мне мстит на почве личной неприязни. Хотя я воспитываю его троих детей как своих родных. Что касается деятельности предприятия, то оно вполне законное. Я вовремя плачу налоги в госбюджет. После этого случая с гастарбайтером меня не раз проверяли всевозможные проверяющие органы. Все недостатки мы устранили. Как попал гастарбайтер к нам на работу на карьер, не знаю. Он не являлся сотрудником предприятия”, – заверил Капаев.

P. S. Тем временем редакция нашей газеты решила обратиться с запросом в Генеральную прокуратуру РК с просьбой прокомментировать ситуацию.

Как заявили в пресс-службе высшего надзорного органа страны, по факту тайного захоронения Андамасова начато досудебное расследование.

“В настоящее время место захоронения трупа Андамасова установлено, в рамках расследования решается вопрос о проведении эксгумации”, – говорится в ответе Генпрокуратуры.

Что касается противоправных действий сотрудников правоохранительных органов, то, как отметили в пресс-службе Генпрокуратуры, им “будет также дана соответствующая юридическая оценка”.

АЛМАТЫ