– Половину годовой индивидуальной эффективной эквивалентной дозы облучения от земных источников радиации человек получает от невидимого, не имеющего вкуса и запаха тяжелого газа радона, – подчеркнула инженер отдела радиационных исследований и восстановления экосистем Института радиационной безопасности и экологии НЯЦ РК Ольга НОВИКОВА. – Радон может проникать сквозь трещины в фундаменте, через пол из земли и накапливается в основном на нижних этажах жилых помещений, создавая там повышенную радиацию. Одним из источников радоновой радиации могут быть конструкционные материалы, используемые в строительном производстве. К ним в первую очередь относятся материалы с повышенной радиоактивностью – гранит, пемза, фосфогипс.
К примеру, обычный гранит активно используется при строительных работах в качестве добавки в асфальт и бетон. А затем построенная с помощью такого бетона стена может десятилетиями выделять радон.
– Cегодня облучение дочерними продуктами распада радона в помещениях официально признано второй по тяжести после курения причиной смертности от рака легкого, – отметила Ольга Новикова. – При определенной комбинации геофизических особенностей территории с конструктивными особенностями зданий и сезонными изменениями климатических параметров концентрации радона в воздухе помещений могут во много раз превышать установленные нормы.
Больше всего рискуют те, кто живет и работает на нижних этажах, так как радон тяжелее воздуха и его основной объем оседает внизу.
В Европе к риску получения такого облучения давно относятся с пристальным вниманием. Недавно в Вильнюсе состоялась встреча по обсуждению способов снижения концентрации радона в жилых домах, детских садах и школах с участием специалистов из 18 стран. Побывали там и казахстанские ядерщики. Что станет с уникальным НИИ, изучавшим последствия радиации в Семее, после слияния с медвузом
– Основную часть дозы облучения от радона человек получает, находясь в закрытом непроветриваемом помещении, где повышена его концентрация, поэтому в западных странах для снижения радона на нижних этажах зданий либо в подвальных помещениях устанавливают специальную вентиляцию. А для отслеживания получаемой дозы от радона в жилых и служебных помещениях вывешиваются специальные дозиметры, – пояснила специалист Института радиационной безопасности и экологии.
В Казахстане пока мало кто обеспокоен радоновой опасностью. Хотя у нас в последнее десятилетие наблюдается настоящий строительный бум, но никто не оценивает материалы на наличие радона. КСК не озабочены организацией замеров в подвалах многоэтажек и регулярной прочисткой вентиляционных шахт.
У нас больше боятся сквозняков, чем духоты и рака от облучения. В холодный сезон мало кто тщательно проветривает комнаты и офисы.
Вот и получается, что риск скопления повышенного уровня радона дома и на работе достаточно высок. Самый эффективный метод – проведение специальных обследований помещений.
– У нас эта тема вызывает особый интерес. Территория Семипалатинского испытательного полигона – это огромная область для исследования содержания радона и характера его распределения, – отмечают в Институте радиационной безопасности и экологии.
Накопленный опыт и наличие специальной лаборатории могли бы позволить проводить подобные обследования. Вопрос в том, готовы ли власти городов оценить серьезность опасности и инициировать анализ радонового риска в школах, детских садах и больницах, не говоря уж о владельцах производственных цехов и собственниках квартир.
СЕМЕЙ