Утром стулья – вечером деньги
Те, кто уже давно в отечественном бизнесе и чувствует себя в нем акулой, могут дальше не читать. История сия будет полезна в первую очередь начинающим бизнесменам, которые только пробуют силы и пока еще привыкли верить своим партнерам, особенно если этот партнер – государство.
В 2013 году рекламное агентство Whole Central Asia выиграло тендер “Казпочты” на размещение рекламных материалов. Были оказаны услуги, оплачены счета, согласно договору, заказчик остался доволен. Казалось бы, сотрудничество развивалось замечательно. Прошло немного времени, чуть более месяца, и заказчик официальным письмом попросил оказать “Казпочте” дополнительные PR-услуги. Приближался юбилей – 20-летие АО “Казпочта”, и руководство нацкомпании (на тот момент ее возглавлял еще Аркен Арыстанов) хотело достойно осветить это событие по республиканскому телевидению.
С юридической точки зрения, кроме уже заключенного договора на оказание PR-услуг, для этого требовалось подписать дополнительное соглашение, которое включало в себя данный конкретный проект по освещению на телевидении юбилея почты Казахстана. Соглашение было подготовлено, прошло все юридические согласования и легло на стол руководству “Казпочты”. Однако, как это часто бывает, документы некому оказалось подписать. Председатель правления был то ли в отъезде, то ли занят, а курирующий вопросы рекламы и PR зампред, как объясняли затем в “Казпочте”, не имел права подписи таких документов. В результате соглашение отправилось “в стол” дожидаться своей очереди, а между тем сроки поджимали, юбилей приближался. Начальник отдела рекламы и PR “Казпочты” официальным письмом со ссылкой на свое руководство попросил агентство, не дожидаясь завершения юридических формальностей, приступить к работе. Формальности обещали в самые короткие сроки завершить.
– Не было даже тени сомнения в том, что “Казпочта” нам заплатит, – говорит руководитель агентства Лев ЗВОНАРЕВ. – Ведь клиент, согласитесь, серьезный. Не какая-нибудь частная лавочка, а солидная государственная организация, одна из крупнейших инфраструктурных компаний в холдинге “Самрук-Казына”. К тому же только что был отработан предыдущий договор с “Казпочтой”, в рамках которого у нас сформировались прекрасные рабочие связи. С нами рассчитались, поблагодарили за работу, а вскоре попросили продолжить сотрудничество. Никто ни в нашем агентстве, ни на телеканалах, с которыми мы сотрудничаем, и подумать не мог, что такая солидная госструктура может не заплатить за оказанные услуги. Тем более речь ведь шла не о какой-то отдельной телепередаче, а о целой серии роликов. Юбилей, 20-летие почты Казахстана, – большое событие, к которому была приурочена обширная PR-кампания.
Отметим, что медийный бизнес по-своему специфичен, но отношения с госкомпаниями здесь строятся так же, как и в любой другой сфере: тендеры, технические задания, ценовые предложения… Бюджеты, как правило, невелики, а конкуренция жесткая. В таких условиях о формальностях, всевозможных бумажках здесь принято говорить в последнюю очередь, когда решение уже принято. К тому же с бумажками можно и не спешить: госкомпании и госучреждения обычно оплачивают оказанные им медийные услуги постфактум, по принципу “утром стулья – вечером деньги”. И притом оплачивают всегда. Бизнес привык доверять государству, он знает: если “стулья” заказаны – деньги будут.
Вот и на сей раз в агентстве Whole Central Asia никого не смутил тот факт, что работа уже идет, рекламные ролики о юбилее “Казпочты” предоставлены клиентом и выходят на ТВ, а дополнительное коммерческое соглашение об оказании этих услуг еще не подписано руководством “Казпочты”. Это рассматривали как банальную рабочую формальность, тем более что предыдущий договор был отработан, что называется, на ура, заказчик и исполнитель остались довольны друг другом. Ну, подумаешь, не успели подписать, ну не дошли руки. Топ-менеджеры “Казпочты” – занятые люди, у них множество более серьезных и глобальных вопросов. Будет время – подпишут. В рекламном агентстве вежливо терпели, делали свою работу и особенно не беспокоились. А тут и руководство почты поменялось – вскоре после юбилея “Казпочту” возглавила новая команда. Ничего, думали в агентстве, подождем еще. Ведь все договоренности оставались в силе, к тому же рекламщиков неоднократно (смотрите ниже) заверяли в этом официальными письмами.
Ситуация (и с нами в этом согласятся многие предприниматели) – типичная для казахстанского бизнеса. Едва ли кто-то из представителей отечественных деловых структур припомнит случай, когда наше государство “кидало” исполнителей своего же собственного заказа. Так не бывает. Хотя бывает, когда есть претензии к качеству исполнения госзаказа, – таких историй сколько угодно. Однако в подобных случаях разговор будет совсем другим. Плохо отремонтировали дорогу – с изъянами, нарушениями технологий? Некачественно проложили теплотрассу? С огрехами возвели новостройку для бюджетников-ипотечников? Тут уж с вас спросят по полной программе – и оштрафуют, и переделать за свой счет заставят. Но вот чтобы работы были сделаны качественно и в срок, а государство за них платить отказывалось – это нонсенс. Наши госструктуры в вопросах оплаты ведут себя достойно. Не случайно в бизнесе считается большой удачей выиграть тендер и подписать контракт на оказание каких-либо услуг именно с государственной компанией, холдингом или учреждением.
Но в этот раз, получив в полном объеме услуги более чем на 20,7 миллиона тенге по пропаганде и освещению собственного юбилея, “Казпочта” повела себя как-то не то чтобы несолидно, а вообще не по-государственному.
“Не имели возможности”
Сегодня агентство Whole Central Asia благодаря такому поведению своего заказчика оказалось, мягко говоря, у разбитого корыта. Проиграны судебные процессы как в первой, так и во второй (апелляционной) инстанциях. Суд, собственно, с формально-бумажной точки зрения упрекнуть не в чем: нет договора – нет денег. Суд исходил из того, что соглашение не подписано. А раз нет соглашения – значит услуги исполнитель оказывал на свой страх и риск. В судебном решении так и написано: “Не имея на руках подписанного соглашения, истец добровольно оказал услуги, что говорит о наличии в действиях истца предпринимательского риска”.
Поскольку суд проигран, в “Казпочте” теперь уже и на звонки Л. Звонарева и его маленькой компании перестали отвечать. Там откровенно дают понять, что платить не будут. Между тем у WCA есть договоры с масс-медиа – телеканалами и кабельными сетями, согласно которым агентство должно выплатить им 20 миллионов 724 тысячи 320 тенге. Акты выполненных работ, акты сверки, эфирные справки, распечатки – все, как положено. Телевизионщики опять-таки, вежливо подождав разрешения коллизии между WCA и “Казпочтой”, теперь требуют расчета за предоставленное эфирное время уже от самого агентства.
“Мы теперь банкроты”, – разводит руками Лев Звонарев. Заплатить своим партнерам – крупнейшим телеканалам и кабельным сетям – маленькому ТОО нечем. Руководителям телеканалов остается только разочарованно вздыхать, на досуге пересматривая размещенные видеоролики о славных достижениях “Казпочты” за двадцать лет ее истории. После случившегося, по признанию одного из видных телевизионных топ-менеджеров, эта нацкомпания без официального договора уже вряд ли сможет рассчитывать даже на полминуты эфирного времени на любом казахстанском телеканале. Да, возможно, для кого-то в фонде “Самрук-Казына” 20 миллионов тенге – это так, мелочь. Ну, подумаешь, не заплатили. Однако телевизионщикам при нынешних кризисных рекламных бюджетах надо как-то выживать, и для них это – совсем не копейки.
А особую пикантность данной истории придает тот цинизм, с которым исполнителя водили за нос официальные лица “Казпочты”. Вначале – по мере того, как выполнялись работы, пока создавались и размещались рекламные ролики – кормили обещаниями: мол, не переживайте, скоро все подпишем:
Потом благодарили за “эффективную рекламную кампанию” и обещали “ускорить решение данного вопроса в кратчайшие сроки”:
И, наконец, когда вся PR-программа на ТВ была благополучно отработана, а юбилей торжественно отпразднован, тогда они сухим канцелярским тоном известили: “АО “Казпочта” не имело возможности заключения дополнительного соглашения к Договору”.
Юристам и профессиональным управленцам предлагаем оценить сей шедевр бюрократического реализма:
Ну а самое любопытное в данной истории, именно с имиджевой точки зрения, это… безуспешные попытки первого руководителя Багдата Мусина лично повлиять на позицию своей компании в ходе судебного процесса, когда рекламное агентство WCA судилось с “Казпочтой”. Г-н Мусин, между прочим, настаивал на том, чтобы претензии компании были удовлетворены в досудебном порядке через заключение мирового соглашения. Он вроде бы хотел, чтобы “Казпочта” с WCA все-таки рассчиталась, взяв на себя в суде соответствующие обязательства. И он даже дал на сей счет письменные указания подчиненным. Вот посмотрите:
Только вот никто указаний шефа почему-то не выполнил. Мировое соглашение агентству не предложили. В день, когда это должно было случиться, представитель “Казпочты” внезапно куда-то ушел перед самым началом процесса. Суд рекламное агентство проиграло, и денег ему теперь никто уже не заплатит. Маленькая компания станет банкротом после того, как с нее потребуют выплатить телеканалам двадцать с лишним миллионов тенге, которых у нее просто нет.
В результате репутация руководства “Казпочты” (которому оказывают услуги, оно обещает их оплатить, но обязательств не держит) в глазах ведущих казахстанских масс-медиа… Ну как бы это помягче сказать-то…
А ведь ее, репутацию, никакими миллионами не измерить. Репутация в деловых кругах, а особенно у нас, в казахстанском бизнесе, где практически все знают друг друга по имени, – весьма тонкая материя. Зарабатывается годами, а вот испортить ее можно в одночасье.
Впрочем, то реноме, которое национальная почта Казахстана в свете описанной истории снискала себе в глазах ведущих телеканалов страны, возможно, не так уж и напрягает ее нынешнее руководство во главе с Багдатом Мусиным. Ведь если бы это был единственный казус с их участием! Увы, вспоминается целая череда двусмысленных ситуаций, а подчас и откровенных конфузов, в которые совершенно самостоятельно ставил себя топ-менеджмент “Казпочты” последнее время. То многомиллионные хищения в филиалах, которые сотрясали региональную прессу, выходили в топ полицейских сводок и даже обсуждались на уровне национального холдинга, но оставались абсолютно без комментариев первых руководителей “Казпочты”. То многочисленные креативные идеи нашего главного почтальона, среди которых особо запомнился его личный выход “в поле” с толстой сумкой на ремне (напомним, весной этого года Багдат Мусин однажды решил развеяться, лично разнося газеты и журналы сельским жителям). То несоответствие отчетных цифр фактическим показателям работы филиалов, то “непонятки” с почтовой бухгалтерией на местах… Перечислять можно долго… Весь этот груз репутационных проблем, если бы “Казпочта” была какой-нибудь частной лавочкой, наверное, давил бы только на нее. Но речь идет о национальной компании, и потому, увы, сей груз портит имидж всего государства в глазах казахстанского бизнеса.
Обидно, но что поделаешь?
Тимур МАМАШАЕВ, Алматы