Когда акиму не до сна
Понедельник начался с экстренного аппаратного совещания по вопросу паводковой ситуации в регионе. Заместитель руководителя департамента по ЧС Мурат Катпанов доложил акиму Карагандинской области Нурмухамбету Абдибекову о том, как идет борьба со стихией.
– Начиная с 23 марта и по настоящее время, зарегистрировано 67 ситуаций паводкового характера, – сообщил замначальника ДЧС. – Наиболее сложное положение создалось в руслах рек на территории Абайского, Каркаралинского, Жанааркинского, Шетского и Бухаржырауского районов. Подтоплению подверглись 35 населенных пунктов, 1 760 домов, зарегистрирован падеж 340 голов домашнего скота. Эвакуировано свыше 6 500 человек. Людских потерь не допущено. На безопасное расстояние отогнано более 25 000 голов скота.
По словам Мурата Катпанова, из подтопленных домов и дворовых участков было откачано порядка 13 тысяч кубических метров талой воды, уложено более 7 120 мешков с грунтом, сооружено 6 973 метров защитных дамб, развернуто 59 мест для проживания пострадавших. В аварийно-спасательных и неотложных работах задействовано 1 478 человек и 405 единиц техники.
Аким Карагандинской области поручил главам городов и районов мобилизовать всю имеющуюся технику и людские ресурсы на минимизацию и ликвидацию последствий паводков в населенных пунктах, оперативно размещать эвакуируемых, обеспечить их горячим питанием и необходимым имуществом, организовать работу по подсчету ущерба, нанесенного жителям подтопленных населенных пунктов.
– С уходом воды следует незамедлительно принимать меры по восстановлению жизнедеятельности населения, организовать работу по рекультивации земель и благоустройству территорий, ремонту дорог и другой инфраструктуры, – подчеркнул Абдибеков.
После совещания глава региона выехал в наиболее паводкоопасный Абайский район. В селе Жумабек, где в результате разрыва тела частной плотины было затоплено 17 домов из 110, он выслушал местных жителей, после чего дал поручение по устранению последствий наводнения и восстановлению нормальной жизнедеятельности села акиму района.
Кто виноват и что делать?
Главный вопрос – что послужило причиной великого потопа в масштабах области – пока остается без ответа.
– С нового года мы делали обход жителей сел, – сообщил «КАРАВАНУ» представитель ДЧС Карагандинской области Куаныш МУТАЛАПОВ. – Ходили по дворам, раздавали памятки, чтобы жители чистили снег, не засоряли ливневки. Но многие отнеслись к этому несерьезно – мол, пронесет. Так что во многом сегодняшняя ситуация – это результат халатности самих людей.
Сельчане также имеют претензии к исполнительной власти на местах. Обитатели зимовки Чайлы Бухаржырауского района утверждают, что с наступлением воды ни один чиновник местного акимата не откликнулся на их призывы о помощи.
– С раннего утра 10 апреля вода стала наступать, – рассказала местная жительница Динара ЯИЦКАЯ. – Размыло дорогу, ведущую в наше село, смыло машину. Мы стали звонить в местный акимат, что базируется в поселке Петровка, просить, чтобы к нам прислали трактор и помогли пробить отводы, но от нас попросту отмахивались: не до вас! И ни один чиновник даже не заглянул, хотя совсем рядом находится поселок Ботакара, откуда активно шла эвакуация людей. Нам пришлось действовать самим, скооперировавшись с соседями. Вода отступила, и тогда приехал первый сотрудник ЧС – это было уже 12 апреля. Понятно, что населенный пункт у нас маленький – 8 дворов. Но все равно обидно – мы что, не люди и нам помогать не надо?
Боятся, что не дождутся компенсаций жители поселка Пролетарский.
– Чиновники сказали, что нам материально помогать не будут, поскольку якобы мы сами виноваты в стихийном бедствии, – сетует местный житель Нуржан.
ЧСники утверждают: отношение людей к происходящему поражает безответственностью.
– Когда мы занимаемся эвакуацией, многие люди отказываются уходить из своих домов, говоря, что так каждую весну бывает, что мы нагоняем ажиотаж, – говорит Куаныш Муталапов. – Кто-то боится, что если покинет дом, имуществом завладеют мародеры. Хотя специальные полицейские патрули следят, чтобы не было мародерства. А в Улытауском районе люди потребовали сначала эвакуировать скот. Прямо ультиматум поставили: или скот сначала, или мы никуда не поедем. Некоторые требовали вывезти их с вещами: холодильниками, телевизорами и тому подобным. Пришлось набить машину техникой, мебелью. Прямо скажем, в таких условиях работать очень непросто.
Ситуация на 13 апреля
Тем временем, паводковая ситуация за минувшие сутки не улучшилась. Как сообщила пресс-служба ДЧС Карагандинской области, 13 апреля в связи с критической ситуацией пришлось сбрасывать воды с Шерубай-Нуринского водохранилища. Население поселков, находящихся ниже оградительной дамбы, пришлось эвакуировать. Колонной из девяти автобусов были вывезены 5 622 человека из поселков Карагога, Коксу, сел Юбилейное, Северное.
Из-за резкого таяния снега на плотине Манака Аксу-Аюлинского сельского округа Шетского района возникла угроза прорыва и подтопления населенного пункта Кайракты. В связи с этим из села Кайракты было эвакуировано 60 человек, 20 из которых дети. Скот отогнали на возвышенность.
В Бухар-Жырауском районе эвакуировано 180 жителей поселка Ботакара и 1 500 жителей села Ростовка. А поселок Габидена Мустафина был эвакуирован в полном составе – все 1 800 человек.
В поселке Восьмидомики из-за угрозы затопления 138 человек вывезено в Детскую школу искусств поселка Шахан.
Эвакуация населения, отгон скота, работы по укладке мешкотар, отводу талых вод проводятся в Нуринском районе селах Тассауат, Кантай, Карой, Киевка. В Каркаралинском районе – в селах Жарлы, Жана-Жол и Коктас.
А вот в Осакаровском районе стало полегче, отмечают ЧСники: «В селе Карагайлы Осакаровского района из 154 эвакуированных жителей в свои дома вернулись 126 человек. Проведены работы по укреплению вала, отведена вода с 16 дворовых территорий, заготовлено 100 мешкотар. В селах Садовое, Сельстрой продолжаются работы по откачке воды. Всего эвакуировано 81 человек. В селе Садовое отмечается спад воды на 2 метра».
Борьба со стихией продолжается.
Караганда