Как заборы отражают экономику и менталитет - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как заборы отражают экономику и менталитет

Как заборы отражают экономику и менталитет

Почему город - это ДНК цивилизации, и как большое количество заборов отражает экономику и ментальность? Слушатели трехдневного семинара в Астане с участием известного урбаниста, руководителя Центра прикладной урбанистки Москвы Святослава МУРУНОВА получили ответы на самые животрепещущие вопросы по городской среде.

  • 18 Июня 2017
  • 1988
Фото - Caravan.kz

От физиологии до культурных кодов

Подобная встреча всех неравнодушных к городу и его пространству проводится в Астане впервые. Организатор – Центр урбанистики Астаны и НИПИ «Астанагенплан».

Три дня эксперты – архитекторы, специалисты по информационным технологиям и просто активные жители столицы постигали азы градостроительной науки из уст российского специалиста-урбаниста Святослава Мурунова. 

Эксперт рассказал о слоях города, включающих физическое пространство, социальные системы, культурные коды; детально остановился на физиологии.

— Если говорить о физиологии города, то сейчас мы наблюдаем неуважение к ландшафту: застройки не учитывают особенности местности. Вторая проблема — большое количество заборов. С чем это связано? – С культурой. В 90-е годы прошлого века, при переходе от советского периода к рыночной экономике проявилось чувство частной собственности. Заборы начали появляться не с позиций логики обеспечения безопасности, а как отражение ментальности, — отметил Святослав Мурунов.

Другая проблема современных городов — автомобилеориентированность.

— Парковки, паркинги, СТО, заправки – и сколько в итоге остается пешеходного пространства?.. Соотношение 5 к 1! Еще один острый вопрос – застройка. Советские микрорайоны построены сбалансированно, было точно рассчитано, сколько конкретному микрорайону нужно аптек, библиотек. Сейчас же девелопмент паразитирует на городской среде, беспорядочно застраивая пространства, — констатировал эксперт.

Также Святослав Мурунов поднял вопросы общественных пространств, используемых различными социальными группами. 

— Такие пространства предполагают дискуссионные площадки – закрытые и открытые. Но проблема в том, что отсутствует каркас общественных пространств, как и их владелец, поскольку земля является муниципальной. В итоге город превращается в набор частных объектов. Какого человека может воспитать такая среда?.. – задался резонным вопросом спикер.

Между тем, и властям, и горожанам следует помнить, что город есть не что иное, как плавильный котел культур, смыслов и практик, и главная его задача — сохранить все слои культуры и передать дальше, подчеркнул Мурунов.

После ярких спичей московского эксперта участники семинара направились на собственные исследования, а после представили итоги анализа городской среды коллегам.   

Безлюдные парки, опасные тротуары 

Во время семинара прозвучала мысль: «Как успешно проектировать двор, дом, общественное пространство при участии горожан? Не нужно спрашивать у них, что именно они хотят видеть здесь, нужно спрашивать, что они хотят ощущать, чувствовать здесь». С этой мыслью согласна участница семинара Асель МУКАШЕВА, волонтер Центра урбанистики Астаны.

— Мы выбрали два маршрута по 15 и 10 километров на Левом берегу. Цель — исследовать пешую доступность, комфортабельность для жителей и гостей. В ходе исследования мы фиксировали впечатления людей. Наш путь начинался от театра балета, конечная точка – Набережная. Итоги исследования: отсутствие элементарных составляющих тротуаров. То, что выдается за тротуар, на левобережье зачастую таковым не является. По так называемым территориям пешеходов опасно и неудобно ходить, тротуары не создают ощущения привязанности к своему городу. Также они должны непосредственно прилегать к близлежащим зданиям, обеспечивать доступ к коммерческим помещениям — кафе, магазинам и так далее, которые в современных строениях располагаются на первых этажах. Уже доказанный факт, что пешеходы являются главным «толкачом» малого и среднего бизнеса, работающего в таких помещениях. Но в Астане, будучи отрезанными от этих объектов барьерами — парковками и неудобными тротуарами, мы в эти помещения не заходим, — говорит Асель.

Человеческое измерение изживалось из градостроительной практики еще с прошлого века, отмечает собеседница, и вместо человека сейчас в приоритете машина.

— Астана в этом смысле не является исключением. Это плохо. В это же время новые американские и южноазиатские города пересматривают свои градостроительные практики и пытаются ввести человека в интересы проектировщиков. В нашей столице пока недостаточно общественных пространств. Например, парк Арай — совершенно отрезан от людей развязкой, обнесен забором. А ведь типовой парк должен быть расположен на рутинных маршрутах большого количества людей, то есть стоять там, куда люди и так идут. Мы не можем ставить парк и надеяться, что люди будут туда специально ходить. Между тем, парки вроде Арая «висят» на балансе акимата, и их содержание стоит больших денег. А в итоге ими пользуется совсем мало людей, — отмечает волонтер Центра урбанистики Астаны.

Чужие здесь не ходят

Как и российский эксперт, Асель отмечает огромное количество заборов в городе.

— Взять, например, ЖК «Дипломат» — он обнесен громадным забором, какой-то банк тоже. Почему-то в этом городе заборы считаются нормальным явлением, но людям нужно понимать, что они ни отчего не защищает. У архитекторов существуют нормальные приемы строительства, в том числе квартального, чтобы чужакам не хотелось заходить в не свои дворы. А заборы у нас, по сути, только создают ощущение отчужденности, изолированности, — акцентирует собеседница. – В США был случай, когда по кварталу, обнесенному забором, проходил темнокожий парень. Кто-то из местных жильцов позвонил в полицию, та приехала. В сумятице парень за чем-то потянулся в карман, полицейские подумали, что за оружием – и застрелили несчастного. В этом кейсе урбанисты увидели посыл и для себя: если бы район не был обнесен забором, не был изолированным, то никто бы не чувствовал себя настолько хозяином, чтобы позвонить полиции и сообщить «Я вижу чужака, и он опасен». Поэтому от заборов ничего хорошего, а на левом берегу их очень много. 

К слову, сама Асель не является архитектором по образованию, но глубоко интересуется этой темой и регулярно выкладывает соответствующие посты в соцсетях.

— Я живу в Астане 15 лет, и мне хочется, чтобы город развивался, чтобы здесь учитывались интересы не только автомобилистов, крупного бизнеса, но и пешеходов, мелких предпринимателей. Я живу по улице Орынбор (ныне – Мангилик ел), там очень шумно, нет ни одного тротуара, приходится делать большой крюк, чтобы попасть домой с работы и наоборот. В свое время я хотела открыть пекарню, искала помещение в 15 квадратов. Но девелоперы поднимали меня на смех – они сдавали помещения только от 70 квадратов! Это говорит о том, что на Левом берегу есть место только среднему и крупному бизнесу, а куда идти сапожнику? — У себя дома принимать или как?! В итоге я нашла одно помещение в 50 кв метров, но выяснилось, что по санитарным нормам оно не подходит — нужна вытяжка. Насколько проще девелоперу сделать отдельную вытяжку для коммерческого помещения и насколько это сложно малому бизнесу — мне выставили счет в 15 миллионов тенге! …- вспоминает свою попытку открыть бизнес Асель.

Девушка надеется, что с приходом к руководству городом Асета ИСЕКЕШЕВА ситуация поменяется. Столице нужен хозяин

— Спасибо нынешним властям, что создали Центр урбанистики (о нем КАРАВАН писал ранее – Прим. авт.). Традиционная структура акимата не позволяет заниматься такими вещами — большая машина будет идти, как и шла. Цент урбанистики — самое инновационное решение нового акима столицы, который хочет город для людей, который понимает, что живя вертикально вверх, мы можем расти сколько угодно дальше, хоть до 100 этажей. Но на земле – ограниченные ресурсы, и перекосы в сторону машин должны ликвидироваться. Или другая проблема: бОльшая часть населения пользуется общественным транспортом или перемещается на своих двоих. Но никаких условий для пешеходов при этом не создано! Огромные расстояния между зданиями, ощущение, что ты идешь по пустыне, даже от осадков укрыться негде, — замечает Асель Мукашева.

Астана