В преддверии православной Пасхи в Воскресенском соборе Семея рассказали о необычной иконе, хранящейся в храме с 1919 года.
– Это икона Архангела Михаила, на которой он изображен с огненным мечом. Икона довольно крупная, и на обратной стороне у нее есть надпись, относящаяся к событиям Гражданской войны. Надпись гласит: “Сия икона пожертвована в честь ротного праздника 12-й роты 5-го стрелкового Сибирского полка неизвестным лицом 20 июня 1919 года”, – пояснил катехизатор Воскресенского собора Виталий ЯВКИН.
По словам священнослужителей, у христиан есть древняя традиция – во время важного дела выбирать себе небесного покровителя. Христианские воины считают таковым Архангела Михаила – сокрушителя демонов и предводителя ангельского воинства.
Сегодня уже почти невозможно достоверно узнать, когда и как икона появилась у белогвардейской роты. И даже о том, почему военные решили отдать свою святыню храму, а не оставить ее себе, можно только догадываться. По одной из версий, полк готовился к боям, и, чтобы не лишиться иконы во время сражения, было решено оставить ее в храме.
– По второй версии, икону мог принести в церковь один из офицеров той самой 12-й роты, которая указана в надписи. Возможно, к тому времени от его подразделения почти ничего не осталось, и он с беженцами уходил через Семипалатинск в Китай. Свидетельств тому, что именно через наш город люди уходили от большевиков, сохранилось очень много. И так как этот человек не знал, что там его ждет, он решил оставить икону здесь до хороших времен. Возможно, он надеялся, что когда-нибудь вернется и заберет ее назад, – рассуждает Виталий Явкин.
В 1919 году, когда воинская икона попала в Воскресенскую церковь, в Семипалатинске еще существовало несколько православных храмов, которые будут разрушены в 30-х годах.
Но солдаты Сибирского полка неслучайно выбрали именно ту единственную церковь, которая чудом уцелела во время массового уничтожения религиозных сооружений.
– У нас в храме есть три придела, один из которых назван в честь святого Архангела Михаила. Поэтому икона была принесена сюда. Кто знает, возможно, в тот день в храм пришла вся рота. Наверное, они просили священнослужителей молиться за них, чтобы Господь даровал им силы сокрушить врага и вернуться домой живыми. В любой ситуации, особенно если идет война, человек верит в Бога, молится ему, просит помощи, – отметил катехизатор.
У надписи на иконе необычная орфография, в которой русский язык смешивается с церковно-славянским. В храме полагают, что так сделать надпись мог только священнослужитель, который регулярно говорил и писал на двух этих языках. При этом в Воскресенском соборе относятся к иконе не только как к религиозной святыне, но и как к исторической реликвии, чьи тайны до сих пор остаются неразгаданными.
– Мы пытались найти информацию об этом полке, но она очень скудная. Может быть, кто-то сможет пролить свет на историю этого подразделения, а значит, и самой иконы. Что это была за рота? Может быть, мы сможем когда-нибудь узнать имена командиров, – надеются в Воскресенском соборе.
Единственное, что удалось выяснить: 5-й стрелковый Сибирский полк был запасным, находился в резерве и был слабо вооружен. В разгар Гражданской войны он был переформирован в другое подразделение, в составе которого и вступил в сражения с Красной Армией.
Этим воинам выпали смертоносные и ожесточенные бои, и они до последнего сражались за то, что им было дорого. Вполне вероятно, что живых среди них не осталось.
– Мы будем и дальше искать какие-то свидетельства о 5-м Сибирском полке и иконе 12-й роты. Это тема для следующих исследований и изысканий. Ведь сохранилось не так много вещей, которые являются свидетелями Гражданской войны, и хотелось бы больше знать об этой большой истории, – подчеркнул Виталий Явкин.
Остается напомнить, что это не единственная загадочная реликвия старейшего собора Семея. К примеру, здесь хранится икона, на которой перед Иисусом преклонил колени мужчина в солдатской шинели образца середины XIX века. Лицо солдата имеет поразительное сходство с портретами Федора Достоевского, который в то время был сослан в Семипалатинск, и, по легенде, именно автор “Бесов” и изображен на иконе.
СЕМЕЙ