В понедельник, 25 августа, мы выехали в город Бишкек. Самолет упал примерно в пяти километрах от международного аэропорта “Манас”, посреди поля, недалеко от села Джана-Джер. Следы страшной катастрофы мы увидели сразу, как только свернули с пыльной дороги в поле. Остатки машины были разбросаны на протяжении 300–400 метров. Выгоревшая земля, усыпанная железом, кусками искореженного пластика и пеплом, привела нас к груде обгоревшего металла и уцелевшему хвосту самолета. Говорят, что после падения он сгорел в считанные минуты…
“Чудо, что кто-то выжил!”
Сотрудники аэропорта “Манас”, службы чрезвычайных ситуаций, спасатели, пограничники помогли нам восстановить хронику событий. За два часа до вылета из бишкекского аэропорта самолет киргизской авиакомпании “Итэк эйр” вернулся из Москвы. Он прошел предполетную подготовку и с новым киргизским экипажем готовился вылететь в Тегеран. Самолет был арендован иранской компанией “Ассеман эйр”. На борт поднялись 83 пассажира: 52 гражданина Ирана, 24 – Кыргызстана, 3 – Казахстана, 2 – Канады, по одному – Турции и Китая плюс шесть членов экипажа и представитель иранских авиалиний.
“Боинг” вылетел в 20.30 местного времени. В 20.35 при наборе высоты более 1000 метров сработал аварийный датчик разгерметизации корпуса, экипаж запросил возврат в аэропорт и аварийную посадку. В 20.37 разрешение было получено, самолет лег на обратный курс. В 20.40 при развороте “Боинг” резко потерял высоту. Было ясно, что он не дотянет до взлетно-посадочной полосы. Экипаж попытался посадить самолет на поле. В 20.42 машина рухнула на землю. Самолет покатился по полю, через бугры и глубокий овраг. В то же время начали взрываться наполненные горючим баки – у этой модели “Боинга” отсутствует система аварийного слива топлива. И в случае аварии пилот вынужден кружить, вырабатывая топливо, или, если нет времени, садиться с полными баками. Самолет загорелся, салон наполнился едким удушливым дымом…
– Я сидел в караульном помещении, и вдруг – звук, похожий на раскат грома, – рассказывает начальник охраны частного предприятия Виталий Мамлычев. – Выбежал на улицу, смотрю – все вокруг окутано дымом. Решил, что рядом горит дом. А когда отошел подальше, то увидел жуткое зрелище: в поле, примерно в 400 метрах от меня, горел самолет. Огонь был высотой с пятиэтажный дом. Кричали люди, потом произошло еще несколько взрывов. Я в прошлом летчик, служил во Вьетнаме, на моих глазах разбился “Ан-12”… Но такого ужасного огня я никогда не видел! Это чудо, что там вообще кто-то выжил…
В момент удара самолета о землю у “Боинга” заклинило аварийные двери. А когда начало взрываться горючее, то средняя часть самолета сгорела вместе с людьми.
“Через 20 минут спасать было некого”
По словам очевидцев, первые пожарные расчеты и спасатели прибыли к месту крушения самолета через 20 минут. К их приезду самолет сгорел дотла.
Как нам сообщил руководитель аппарата аэропорта “Манас” Мирлан Бегалиев, всех уцелевших людей бригады скорой помощи сначала привезли в медпункт аэропорта для оказания первой медицинской помощи. А затем отправили в городские больницы.
– Люди были в состоянии шока, психоэмоциональное состояние было очень тяжелым, – говорит Мирлан Бегалиев.
В это же время на месте катастрофы спасатели разбирали обломки самолета.
– Через 20 минут было ясно, что спасать больше некого, – рассказал нам один из участников спасательной операции.
К четырем часам утра в черные полиэтиленовые пакеты спасатели упаковали останки людей. Два КамАЗа с 66 пакетами выехали в центральный морг Бишкека.
На следующий день, во вторник, в столицу Кыргызстана прибыла лаборатория из Ирана для опознания погибших в авиакатастрофе, так как сделать это своими силами киргизские судмед-эксперты не могли – тела сильно обгорели. Родственники погибших сдали кровь на ДНК, чтобы провести сравнительный анализ, который будет проходить в Иране. Но результаты станут известны лишь через 10–15 дней.
Версия катастрофы – износ самолета
Тем временем продолжается расследование причин катастрофы. Версий трагедии много. Одной из первых прозвучала версия о разгерметизации корпуса самолета, ведь датчик предупредил экипаж именно об этом. Но уже через несколько часов специалисты отвергли версию, что именно это стало причиной падения самолета: разгерметизация на таких малых высотах не может привести к катастрофе.
Другой возможной причиной назвали человеческий фактор. Возможно, экипаж совершил роковую ошибку при развороте самолета и неудачно зашел на посадку. “Взлет – самый опасный момент, потому что в этот короткий отрезок времени все системы работают на предельных режимах, – говорит пилот с большим стажем Анатолий Смирнов. – При посадке большую роль играют мастерство пилота и масса других сопутствующих факторов. Если посмотреть мировую статистику авиакатастроф, то большинство из них происходило при посадке, чуть меньше – при взлете”.
Еще одна версия – износ самолета: “Боинг” эксплуатируется целых 28 (!) лет. И хотя представители авиакомпании “Итэк эйр” уверяют в его полной технической исправности (последний раз лайнер проходил ремонт 11 мая прошлого года в Алматы, и с тех пор он не отлетал и половины часов, положенных до следующего ремонта), существует такое понятие, как износ металла. Последний техосмотр судна производился 4 августа 2008 года, но и это ни о чем не говорит, считают независимые эксперты. Со старыми самолетами случаются разные неприятности! Например, отказ двигателя, системы кондиционирования…
Уже через несколько дней мы узнаем, что привело к человеческим жертвам, – пролить свет на тайну катастрофы помогут показания выжившего экипажа и бортовых самописцев.
“Три человека словно в рубашке родились – ни царапины не было”
Мы отправились в 4-ю горбольницу Бишкека. В приемном покое висел список выживших людей – 22 человека. К нашему приезду пятерых пострадавших врачи отпустили домой, рекомендовав им амбулаторное лечение. Позже мы узнали еще о троих выживших. Они, можно сказать, родились в рубашке – у них не было ни царапины, и они отказались от госпитализации. Еще одну девушку – стюардессу “Итэк эйр” – прямо из аэропорта, с комбинированной травмой отправили в национальный госпиталь. Выжил и весь экипаж. К несчастью, в списках живых не значились фамилии троих казахстанцев – Мухтара Мушекенова, Евгении Цой и Гаухар Исаевой, студентов алматинских вузов. Они летели в Тегеран на языковую практику…
Возле отделений токсикологии и ожогового дежурили родственники и друзья пострадавших. Здесь же сидели одноклассники тех, кто отправился защищать честь Кыргызстана на турнире по баскетболу – игроки юношеской сборной. Из 17 человек в живых остались лишь несколько. Их тренер, директор городской школы-гимназии №29 Бахтияр Кадыров тоже попал в больницу с сильнейшими ожогами – у него ожог дыхательных путей, сильно обгорела кожа… В данный момент он находится в реанимации, и врачи затрудняются делать какие-либо прогнозы.
– Все, кого мы положили в больницу, находились в очень тяжелом состоянии, – говорит главный врач 4-й горбольницы Рамис Усенбеков.– У пострадавших было отравление угарным газом, химико-термический ожог верхних дыхательных путей, ожоги роговицы и конъюнктивы глаза, тяжелый токсический шок, ожоги тела, переломы, ушибы. Плюс ко всему этому сильный шок.
В среду мы связались по телефону с главврачом, чтобы узнать о состоянии пострадавших.
– Во вторник вечером прилетел самолет из Ирана, на нем мы отправили на родину 11 пострадавших, – рассказал Рамис Усенбеков. – Всех, кто лежал в отделении токсикологии, мы отпустили домой. В больнице остаются пять человек, трое – в ожоговом отделении, двое – в реанимации в крайне тяжелом состоянии. У одного мужчины – перелом позвоночника, ожоги тела, у другого – обширные глубокие ожоги тела, примерно 50 процентов. Им предстоит долгое лечение, неоднократная пластика кожных дефектов…
“Итэк эйр” входила в “черный” список
В прошлом году Европейская комиссия опубликовала “черный” список авиакомпаний, не соответствующих правилам безопасности полета. В него были включены 25 авиаперевозчиков, зарегистрированных в Кыргызстане, в том числе “Итэк эйр”.
Наша справка
Разбившийся “Боинг” пролетал 28 лет
“Боинг-737” – самый популярный в мире пассажирский самолет, поэтому и в аварии он попадает чаще, считают специалисты. С момента выпуска “Боинг-737-200” (с начала 70-х годов) самолеты этой модификации терпели крушения 140 раз.
Наиболее крупные катастрофы произошли в 1999 году в Аргентине (80 погибших), в 2004 году – в Египте (148 погибших), в 2003 году – в Алжире (102 погибших), в 2005 году произошли сразу три катастрофы: в Греции (121 погибший), Индонезии (117 погибших), Нигерии (117 погибших), в 2007 году – в Индонезии (102 погибших).
Разбившийся “Боинг-737”, принадлежащий “Итэк эйр”, был выпущен в 1980 году и за двадцать восемь лет работы налетал 59 тысяч часов.
К расследованию подключилась Москва
26 августа в Бишкек прибыли специалисты международного авиационного комитета, которые примут участие в расследовании причин авиакатастрофы. “Черные ящики”, снятые с разбившегося самолета, направили в Москву для расшифровки.
28 августа сотрудники комитета сообщили, что бортовые самописцы сильно оплавились из-за высоких температур. Проводятся работы по подготовке поврежденных носителей информации к считыванию данных.
Компетентно
На борту были неучтенные пассажиры?
В четверг, 28 августа, мы дозвонились в министерство здравоохранения Кыргызстана, чтобы уточнить количество погибших и пострадавших в авиакатастрофе. По словам заместителя министра Мадамина Каратаева, число погибших, которое называли в первые дни после катастрофы – 68 человек, не соответствует действительности. Если считать по спискам пассажиров, то погибли 65 человек.
– Всего в самолете по спискам было 90 человек, – сообщил нам Мадамин Мусаевич. – В больницы госпитализированы 18, амбулаторную помощь получили 4 человека, а еще трое отказались от госпитализации вообще и сразу поехали домой, поэтому их не внесли в списки выживших.
Однако он подчеркнул, что точное количество погибших будет известно после завершения экспертизы в Иране, так как число мешков с фрагментами тел не совпадает со списком пассажиров. На 28 августа опознано всего 12 тел.
Бишкек